Любой продукт общественного производства, который выступает объектом сделок, считается товаром. Одним из принципов расширенного воспроизводства является товарно-денежный обмен. Статистика товаров позволяет определять объемы выпускаемой и потребляемой продукции, а также отслеживать показатели экспорта в другие страны.
Характеристика понятия
Товар соединяет в себе два критерия, представляющие противоположные интересы – покупателя и продавца:
- стоимость продукта, как эквивалент затраченного на него труда и рабочего времени;
- потребительная стоимость товара, как степень полезности продукта для потребителя.
Баланс спроса и предложения, который формируются на рынке, обычно выражается в стоимости продукции. Тогда как статистика рынка товаров изучает факторы, влияющие на его структуру и динамику.
Действие кризиса
Сегодня экономика России переживает тяжелый кризис, который привел к ухудшению состояния потребительского рынка. Хотя еще недавно наблюдался сильный рост:
- с 2000 по 2014 год розничный товарооборот вырос более чем в 3 раза;
- оборот в сфере общественного питания увеличился в 2,5 раза.
В 2014 году факторы геополитической нестабильности, санкции против страны, снижение цен на нефть резко изменили ситуацию. Из-за кризиса пострадали многие сегменты потребительского рынка:
- туризм – на 20%;
- одежда и обувь – на 17%;
- сфера культурного отдыха – на 16%;
- ремонтные работы – на 16%.
Обвал товарного рынка
Статистика покупок товаров в конце 2014 года свидетельствует о панике на потребительском рынке. Наблюдался повышенный спрос на продукцию длительного пользования, в частности, на бытовую технику. Однако в начале 2015 года произошел обвал рынка, который не стабилизировался до сих пор:
- статистика продовольственных товаров в январе 2016 года по сравнению с тем же периодом 2015 показала снижение розничного товарооборота с 94,7% до 94,6%;
- розничный оборот непродовольственной продукции упал с 96,5% до 93,5%.
Статистика продаваемых товаров показывает, что общее снижение товарооборота за 1 квартал 2016 года составило 5,4%.
Сберегательная модель потребления
Падение розничного товарооборота стало результатом перехода граждан к сберегательной потребительской модели. Об этом свидетельствует и увеличение размера сбережений. В марте 2016 года оно показало максимальное значение за 5 лет – 15,7% от общего дохода. Статистика спроса на товары также указывает на изменение структуры потребления. Наблюдается снижение части доходов, направляемых на оплату товаров и услуг:
- 1 квартал 2014 года – 82,2%;
- 1 квартал 2015 года – 78,2%;
- 1 квартал 2016 года – 78,0%.
Изменения на рынке
Статистика спроса на товары в России зафиксировала увеличение расходов на приобретение продовольствия. Изменения коснулись и рынка товаров:
- из-за падения спроса произошло сокращение их ассортимента;
- уменьшение затрат на зарплату сотрудников вызывает текучесть кадров и снижение общего уровня их квалификации;
- статистика покупаемых товаров свидетельствует о снижении их качества из-за попыток торгующих организаций сэкономить на стоимости закупок;
- высокая конкурентоспособность сетевых компаний ведет к усилению монополизации розничной торговли.
Статистика продажи товаров отразила среднее снижение потребительского спроса в 2016 года на 4,6% по отношению к 2015:
- продовольственных товаров – на 5%;
- непродовольственных – на 4,2%.
Изменилась и структура потребления товаров продовольственного назначения. Сократилась доля следующих продуктов:
- алкогольные напитки;
- мясные продукты;
- сахар и кондитерские изделия;
- жирные сыры;
- хлебобулочные изделия.
Статистика востребованных товаров включает:
- замороженную рыбу и морепродукты;
- растительное масло;
- яйца и муку;
- крупы;
- овощи;
- пакетированный чай;
- соль.
Статистика непродовольственных товаров повышенного спроса:
- бытовая техника небольших размеров;
- недорогие электро товары;
- принадлежности для санитарно-технических работ;
- инструменты для повседневного использования;
- бытовая химия;
- сезонная одежда и обувь;
- товары для детей;
- различные мелкие предметы для ежедневного применения.
Снижение объемов продаж
Статистика продаж товаров в России демонстрирует снижение показателей. В 1 квартале 2017 года они снизились относительно января-марта 2016 на 1,8%. Сегодня более 30% покупателей заказывают самую дешевую продукцию. Пять лет назад таких людей было всего 23%. Магазины вынуждены изобретать маркетинговые уловки для увеличения объемов продаж, устраивать акции, предлагать значительные скидки.
Детская продукция
Изменения наблюдаются и на рынке детских товаров. Например, сегмент брендовой одежды упал на 5–7%. Спрос на детские товаров среднего класса повысился на несколько процентов, а в сегменте эконом-класса продажи выросли на 20%. Также увеличился спрос на долговечные игрушки с развивающими функциями.
Статистика популярных товаров отмечает рост сегмента одежды и других предметов для новорожденных (коляски, мебель, посуда, раздвижные кроватки).
Сфера услуг
В конце 2016 года индекс сферы услуг показал максимальное значение впервые за 4 года. Начал расти спрос на отели и рестораны. Статистика рынка товаров и услуг свидетельствует о переориентации россиян на внутренний туризм:
- в 2016 году он вырос на 88% по сравнению с 2015;
- внешний туризм сократился до 24%.
Динамика роста цен
Статистика цен на товары в 2016 году зафиксировала замедление динамики роста. Это можно объяснить значительным снижением спроса из-за падения доходов населения. Преимущественно рост цен наблюдался в следующих категориях:
- рыба и морепродукты – 9,7%;
- молочная продукция – 7,9%;
- алкоголь – 7,3%;
- крупы и бобовые – 9,4%;
- хлебобулочная продукция – 6,9%;
- табачные изделия – 22,1%.
Статистика товаров показывает, что средняя цена в некоторых категориях продуктов немного снизились. Например, мясо и птица – на 0,6%. Рост цен в 2016 году составил:
- на продовольственные товары – 6,0%;
- непродовольственные – 8,2%;
- на услуги – 6,9%.
В таблице представлена сравнительная статистика цен на товары и услуги по годам (%):
Наименование услуги | 2014 год | 2015 год | 2016 год |
ЖКХ (жилищно- коммунальные услуги) | 8,8 | 11,2 | 7,4 |
Услуги пассажирского транспорта | 6,9 | 10,8 | 8,1 |
Услуги связи | 1,3 | 2,5 | 3,0 |
Бытовые услуги | 6,5 | 8,1 | 5,5 |
Медицинские услуги | 9,4 | 11,3 | 8,4 |
Услуги образования | 9,0 | 13,7 | 6,1 |
Внутренний туризм | 6,7 | 11,8 | 7,4 |
Внешний туризм | 16,8 | 36,8 | 12,4 |
Состояние экспорта
Таможенная статистика внешней торговли товарами показала сокращение доходов в 2016 году. Показатели упали на 11,2%. Вместе с падением цен на нефть и газ, сократились и доходы от их продажи на 17%. В то же время компании увеличили объемы поставок углеводородов за рубеж:
- нефть – 6,6%;
- газ – 13,8%;
- каменный уголь – 9,1%.
Статистика международной торговли товарами демонстрирует увеличение объемов экспорта по таким позициям:
- прокат из нелегированной стали – 13,6%;
- алюминий – 2,6%;
- продукция предприятий неорганической химии – 7,2%;
- необработанные лесоматериалы – 4,3%;
- пиломатериалы – 20,8%.
Снижение импорта
Статистика импорта товаров показывает снижение показателей на 0,3% в 2016 году. Причины сокращения:
- подорожание импортной продукции из-за девальвации рубля;
- снижение потребительского спроса;
- падение промышленного производства в некоторых отраслях;
- введение разнообразных запретов.
Статистика перемещения товаров через таможенную границу отражает снижение объемов импорта транспортных средств, электрогенераторов, продовольствия из европейских стран и США в рамках продовольственного эмбарго. Кроме того Россия ввела санкции на импорт сельскохозяйственных товаров из Турции. Статистика товаров отметила снижение импорта плодоовощной продукции на 60%. Как следствие внешнеторговый оборот упал на:
- Турция – 32%.
- Германия – 11,1%.
- Италия – 35%.
- Голландия – 17%.
Структура импорта
Статистика импорта непродовольственных товаров России основное место отводит машинам и оборудованию – 50,2%. Другая половина включает:
- продукцию химической промышленности – 19%;
- текстиль и обувь – 5,8%;
- изделия из металлов – 5,3%;
- топливно-энергетическую продукцию – 1,0%;
- сельскохозяйственную продукцию – 12,5%;
- другие товары – 6,2%.
Самые успешные регионы
В 2016 году основными промышленными регионами России по статистике отгружено товаров собственного производства на сумму более 22 трлн. руб. (67% всей продукции). Таблица отражает рейтинг регионов по объему продукции в расчете на душу населения:
Структура расходов россиян
Из-за экономического кризиса, роста цен и снижения доходов население переключилось на дешевую продукцию. Статистика потребления товаров свидетельствует, что более 1/3 доходов россиян уходит на продукты питания. Из продовольствия наибольшим спросом пользуется картошка, лук, крупы.
Статистика потребления товаров и услуг показывает, что в структуре потребительских расходов овощи занимают 12,6%. Доля сладостей, кофе или чая составляет 12,3%. Сократились также расходы на одежду и обувь. Зато около 40% уходит на оплату счетов. Из них:
- оплата ЖКХ – 11%;
- оплата других услуг – 26,3%;
- транспортные расходы – 6%.
Ситуация в производстве
Статистика производства товаров отмечает увеличение показателей в 1 полугодии 2017 года на 0,7%. Из 24 видов обрабатывающих производств пятнадцать демонстрируют положительную динамику. Наиболее высокие показатели имеет:
- производство автомобилей;
- изготовление лекарственных препаратов и медицинских материалов;
- производство мебели.
Статистика производства товаров и услуг зафиксировала рост показателей в сфере обеспечения электроэнергией и газом на 2,5%. Наибольший прирост был отмечен в Северо-Кавказском ФО. Однако в сфере водоснабжения и утилизации отходов тот же округ продемонстрировал спад производства, но в других 56 субъектах отмечена положительная динамика. Объемы строительства увеличились всего на 0,2%.
Интернет запросы
Сегодня в интернете можно купить или продать любой товар или услугу. Статистика запросов товаров в интернете показывает наиболее популярные позиции, объем и место их продажи. Ежедневно поисковики собирают статистику по введенным словам.
Максимальный объем информации среди них содержит Яндекс – 58%. Статистику запросов товара можно увидеть в системе ключевых слов Wordstat. Достаточно вписать в окошко нужное слово или фразу. Если в интернете не было запросов на определенный товар, значит, на него нет спроса.
Рост интернет торговли
Во время кризиса покупатели больше смотрят на цену, чем на качество. Какие товары ищут в интернете по статистике больше всего? Самые востребованные позиции:
- продовольствие;
- недорогая или подержанная мебель;
- дешевая одежда и обувь;
- парфюмерия и косметика;
- онлайн бронирование билетов;
- предметы для дачи и домашних животных.
Статистика продаваемых товаров в интернете демонстрирует стабильный рост:
- 2015 год – 650 млрд. руб.;
- 2016 год – 805 млрд. руб.;
- полугодие 2017 года – 498 млрд. руб.
Статистика товаров показывает, что более 50% объема электронной торговли приходится на столичные города и Московскую область.
Особенности онлайн торговли
Статистика спроса на товары в интернете отмечает ключевые факторы, влияющие на расширение онлайн торговли:
- рост доступности интернета;
- увеличение численности людей, которые пользуется услугами платежных систем;
- сервис доставки стал более дешевым и мобильным;
- ухудшение ассортимента в обычных магазинах.
Статистика продаж товаров в интернете отмечает, что из всех пользователей около 60% совершают онлайн покупки. Однако жители маленьких городков часто отказываются от интернет-покупок из-за отсутствия налаженной системы доставки.
Популярность Авито
Среди онлайн площадок самой большой в России является Авито. Здесь можно найти практически любой товар или услугу. Какие самые продаваемые товары на Авито по статистике? В конце 2016 года список возглавляли личные вещи. Спрос на них увеличился по сравнению с 2015 годом на 15%, а рост средней цены в группе составил 5%.
На втором месте оказалась бытовая техника. Средняя цена выросла на 3%. Статистика проданных товаров на Авито третье место отдает продукции для дома и дачи. Интерес к этой группе возрос на 11%. На четвертом месте находятся товары для отдыха. Спрос на них вырос на 12%. Пятое место заняли мобильные телефоны.
Сервисы системы Битрикс
Для более эффективного управления сайтом или интернет-магазином создана система Битрикс. Статистика товаров выводится на интерактивной карте. С помощью модулей Битрикс можно отслеживать:
- динамику продаж за конкретный отрезок времени;
- востребованность определенных товаров;
- наиболее популярные платежные системы;
- географию охвата продаж.
Торговля на Амазоне
Крупнейшей торговой площадкой мира является Амазон. Деятельность интернет-магазина началась в 1995 с торговли книжной продукцией. Сегодня статистика продаж Амазон по видам товаров демонстрирует около 3 млн. заказов в день. По итогам 3 квартала 2017 года чистая прибыль компании возросла на 1,6%.