Малый бизнес является движущим механизмом экономики каждого государства. Франчайзинговая система способствует развитию этого сегмента. Благодаря коммерческой концессии предприниматели могут выйти на рынок с минимальными вложениями и рисками. Статистика франчайзинга позволяет выявить наиболее востребованные франшизы и особенности коммерческого сотрудничества.
Понятие и принципы франчайзинга
Коммерческая концессия подразумевает покупку права использования торгового знака (бренда). Причем франчайзи может использовать технологию, бизнес–модель и продукцию конкретного бренда.
Франчайзинг является инновационным инструментом развития бизнеса. Такой механизм позволяет гражданам начать собственное дело с минимальными потерями. Принципы франчайзинга:
Преимущества и недостатки бизнеса
Статистика франчайзинга показывает, что в течение первых пяти лет работы закрываются 14% компаний, открытых по франшизе. Одновременно закрывается около 85% хозяйствующих субъектов, открытых самостоятельно.
Имеет ли франчайзинг недостатки? Да! Предприниматель должен согласовывать свои действия с головной компанией. Особенности франчайзинговых технологий:
Конечно, многие предприниматели не готовы работать по правилам, а франчайзерам не всегда удается управлять растущей сетью. Поэтому наблюдается увеличение количества судебных разбирательств. Обычно споры касаются невыплаченных сумм роялти и невыполнения договорных обязательств со стороны франчайзера.
Виды франчайзинга
Система франчайзинга классифицируется по разным критериям. Основные виды коммерческой концессии:
- Торговый. Франчайзи продает товары производителя от его имени.
- Смешанный. Сочетание производственного, сервисного и торгового франчайзинга.
- Сервисный. Франчайзи получает право работать в сфере услуг под брендом франчайзера. Развитие данного вида франчайзинга зависит от изменения привычек людей и моды. Например, среди русскоязычного населения становится популярной китайская кухня. Так появляются новые китайские рестораны.
- Производственный. Мелкая компания не только выступает от имени конкретного бренда, но и получает право на производство товаров. На долю производственного франчайзинга приходится всего 1% франшиз. Он считается наиболее сложным для ведения бизнеса.
Формы коммерческой концессии
Рынок не стоит на месте. Регулярно разрабатываются новые виды сотрудничества. Многое зависит от отраслевой принадлежности, географии и других факторов. Формы франчайзинга:
- Прямой. Франчайзи может действовать на ограниченной территории. Например, право на открытие магазина по конкретному адресу предоставляется фирме «X».
- Последовательный. Фирма «X» (франчайзер) может открыть несколько магазинов. Такое право возникает по факту подтверждения своих возможностей.
- Распределение (развитие) территории. Франчайзи должен в течение определенного времени открыть на отведенной ему территории несколько точек. Его задача – привлечение суб-франчайзеров.
- Субфранчайзинг. Предприниматель становится ответственным за развитие конкретной территории. Там он может открывать собственные точки и продавать франшизы третьим лицам.
- Мастер-франшиза. Франчайзер передает франчайзи эксклюзивное право работать на большой территории. Задача франчайзи – дальнейшее развитие торговой сети. Преимущества франчайзинга – мастер-франшизы от вновь созданных предприятий получает паушальный взнос и ежемесячные платежи.
Правовое регулирование отношений
Закон о франчайзинге существует только в четырех странах – США, Япония, Румыния и Молдова. В остальных странах применяются законы, связанные с предпринимательской деятельностью и ряд других нормативных актов.
Вопросами развития франшиз обычно занимаются неправительственные организации. Например, в 1972 году была создана European Franchise Federation (EFF). Организация занимается развитием франчайзинга в Европе.
Международная франчайзинговая ассоциация (IFA) курирует рынок в мировом масштабе. Организация была создана в 1960 году. Члены ассоциации – франчайзеры, франчайзи, поставщики товаров и услуг. Статистика международного франчайзинга в 2018 году насчитывает около 1,4 тыс. франшизных систем, 13 тыс. франчайзи и более 700 поставщиков товаров и услуг.
Российская Федерация
Франчайзинг в России – относительно новое понятие. Коммерческая концессия появилась в середине 90 годов. Сегодня российские предприниматели все чаще используют инструменты франчайзинга.
За развитием франчайзинга в России следит специальная организация – РАФ. Основные проблемы коммерческой концессии:
По данным РАФ Россия является лидером по росту количества франчайзинговых компаний. За три года показатель увеличился на 98%. К 2025 году количество компаний может увеличиться до 2,5 тыс.
Начинающих предпринимателей обычно беспокоит вопрос о подходящей сфере франчайзинга. Перед тем как начать бизнес желательно изучить ТОП-100 франшиз. В 2017 году наибольшее количество предложений было в сфере общепита (кафе и рестораны). Популярные российские франшизы – Додо Пицца, Шашлыкофф.
Какая статистика франчайзинга в регионах? Региональные бренды входят в ТОП самых эффективных франшиз. Одна из популярных компаний – «Beauteam» (город Ижевск). С 2015 года по франшизе было открыто 70 парикмахерских (Прядки в порядке) в тридцати городах России.
Беларусь
Бизнес по франшизе в РБ пока не очень популярен. Первый договор франчайзинга в Беларуси был заключен в 2006 году. Франчайзером стало – ООО «НТС». Компания развивает сеть универсамов «Родная страна».
Статистика франчайзинга в 2017 году насчитывала свыше 450 франшизных точек. Из них 45 франшиз принадлежит белорусским компаниям. Несколько известных брендов открыли магазины по франчайзингу. Среди них – Zara и Bershka.
Международный франчайзинг активно входит в сферу услуг Республики Беларусь. Наиболее популярные компании:
- RE/MAX – сеть агентств недвижимости.
- Budget Rent A Car – аренда машин.
- FitCurves – фитнес-клуб.
Казахстан
Рынок франчайзинга в Казахстане начал формироваться с 1994 года. Тогда по франшизе открылся завод Coca-Cola. Позже в стране появился фирменный магазин Adidas. Сегодня в Казахстане насчитывается около 395 франчайзинговых систем.
В стране всегда лидировала сфера общепита и розницы. В 2017 году в центре внимания оказались сферы, которые ранее не пользовались спросом. Сюда относится франчайзинг в туризме, медицине и образовании. Лидеры по продаже франшиз:
Украина
Первая компания в стране появилась в 1993 году. Речь идет о швейцарском бренде Компас – база данных предприятий, которая использовалась в Европе.
Статистика франчайзинга в 2017 году насчитывала более 700 компаний, предлагающих коммерческое сотрудничество. Количество открытых точек – свыше 23 тыс. Почти 65% рынка приходится на национальные франшизы.
Самые распространенные сферы франчайзинга в Украине – торговля, сфера услуг и общепит. Доля отраслей:
- Розничная торговля – 60%.
- Услуги – 25%.
- Общепит – 15%.
Какие сферы будут востребованы в 2018 году? Список лидеров рейтинга – фаст-фуд, продуктовые магазины, салоны красоты, фитнес клубы, детские центры. Также спросом пользуется ремонт и обслуживание машин. Каталог франчайзинговых предложений представлен на сайте – franch.biz.
США
Самый развитый рынок франчайзинга в Америке. Страна является лидером по экспорту франшизных систем. Коммерческий франчайзинг появился в Америке в 1955 году. С тех пор государство всячески поддерживает данную сферу бизнеса.
Статистика франчайзинга в 2017 насчитывала более 2,8 тыс. компаний, предлагающих коммерческое сотрудничество. Количество франчайзинговых точек превысило 744,4 тыс. единиц. Динамика роста франчайзинга в США:
Около 50% франшизных систем действуют в сфере услуг. Основная причина кроется в размере первоначального взноса. В сфере услуг он значительно ниже. Средний паушальный взнос франчайзинга:
В США ежегодно проходит международная выставка франчайзинга. Здесь представлены организации, которые занимают лидирующие позиции в мировом рейтинге. Предпринимателям доступны самые выгодные бизнес предложения.
Китай
Сегодня рынок франчайзинга Китая является одним из крупнейших. В 2016 году в стране функционировало свыше 6,3 тыс. франшизных организаций в 72 отраслях. Количество франчайзинговых точек достигает 500 тыс. единиц. Перспективные направления:
- общепит;
- розничная торговля;
- сфера недвижимости.
Особенности франчайзинга – китайский рынок не подходит для новичков. Здесь в каждом регионе своя культура. Успех зависит от понимания национальной специфики.
Япония
В Японии рынок франшиз начал развиваться с 1957 года. Тогда японская компания «Токио напитки» и американская фирма «Coca-Cola» подписали договор коммерческой концессии.
Продажа японского франчайзинга впервые состоялась в 70 годах. Японская компания Suzuki открыла свои заводы в Таиланде и Индии.
Во многих странах при открытии бизнеса по франшизе обязательным условием является государственная регистрация франчайзинга. В Японии подобные требования отсутствуют. В основе коммерческого сотрудничества лежит контракт.
Статистика франчайзинга показывает, что японские торговые марки пользуются большим спросом в России. Сюда относится сеть ресторанов Якитория, магазины Sakura.
Европа
Франчайзинг в Европе активно начал развиваться после второй мировой войны. В каждой стране были востребованы разные направления. Например, рынок франчайзинга Испании направлен на розничную торговлю. В Германии преимущественно развита сфера обслуживания.
Сегодня в Европе лидирует общепит – 53%. Следом идет гостиничный бизнес – 14%, услуги – 8%, розничная торговля – 6%. На иные сферы приходится – 19%.
Больше всего развит рынок франчайзинга в Великобритании, Германии, Франции, Испании и Италии. Обозначенные страны являются самыми крупными экспортерами франшиз.
Выбор франшизы
Чтобы открыть собственный бизнес нужно изучить существующие предложения и условия франчайзинга. После чего останется выбрать подходящий вариант.
Например, на franshiza.ru в разделе «франшизы по темам» представлены такие направления:
- Красота и здоровье.
- Детские центры.
- Интернет франшизы.
- Для маленьких городов.
- Социальные.
Если нажать на интересующую тему, например, «интернет франчайзинг», то пользователю станут доступны существующие варианты:
Перспективные направления франчайзинга в России:
- семейные рестораны;
- парикмахерские для мужчин;
- социальный бизнес. Например, экскурсионные туры для инвалидов.
Топ франшиз
Тройка лидеров по итогам 2017 года:
- Российская компания «1С». Занимается дистрибуцией, поддержкой и разработкой компьютерных программ. В 2017 году компания заключила 698 контрактов. Размер паушального взноса – 25 тыс. руб. Минимальная площадь помещения – 10 м2. Для покупки франчайзинга нужно оставить заявку на сайте компании.
- Додо Пицца (пиццерия). В 2017 году компания заключила 128 соглашений. Стоимость франшизы – 350 тыс. руб. Минимальные инвестиции – 6 млн. руб. Бизнес окупается за три года. Роялти франчайзинга – 3,5–5% от выручки (+ НДС).
- Гемотест (лаборатория). В 2017 году компания заключила 101 договор. Стоимость франчайзинга – от 50 тыс. руб. (зависит от численности населения). Роялти – 1,18% от оборота. Срок окупаемости – от 9 до 15 месяцев.