Любые газовые комплексы входят в число опасных объектов. На них нередко происходят аварии или инциденты, которые приводят к травмам и смертности среди граждан или обслуживающего персонала, к ущербу, разрушениям зданий. Поэтому ведется статистика аварий на АГНКС. Она позволяет принимать верные решения в сфере повышения безопасности подобных объектов и увеличить их надежность.
Что такое АГНКС
Для начала ответим на вопрос об АГНКС – что это? Используемая аббревиатура должна быть знакома всем автомобилистам. АГНКС расшифровывается как автомобильная газонаполнительная компрессорная станция. То есть это заправочная станция для транспорта, у которого двигатели работают (изначально или же были переделаны) на сжатом природном газе. Газ сначала подвергается осушению, затем закачивается в емкости под давлением. После этого им заправляют газовые баллоны автомобилей и прочего транспорта.
Сегодня такие станции очень популярны во всем мире. Они являются лучшей альтернативой заправкам, работающим с жидким топливом. Причина популярности – подобные заправки повышает ресурс двигателей, более экологичны, чем остальные АЗС. Кроме того в мире наблюдается нехватка нефти, что делает бензин более дорогим. Газ выигрывает по своей стоимости.
На АГНКС не только заправляют газ в транспортные средства, но и оказывают дополнительные услуги. Операции, осуществляемые на автомобильных газонаполнительных компрессорных станциях:
- Очистка газа от примесей и влаги.
- Сброс газа на свечу с трубопроводов и оборудования.
- Хранение газа.
- Подача газа транспорту при помощи колонки.
- Сжатие газа до необходимого давления.
Стандарт АГНКС в РФ
Для любой заправки, в том числе и для АГНКС Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору установлены свои требования. Это позволяет обеспечить максимальную безопасность объектов. На территории России предъявляются следующие требования к АГНКС:
- Давление газа должно быть не более 25 МПа.
- Работать на станциях может только обученный персонал.
- Прежде чем работник будет допущен к самостоятельному выполнению обязанностей, он должен пройти инструктаж.
- Персонал должен регулярно стажироваться и участвовать в тренировках по ликвидации аварий.
- На станциях должны быть должностные инструкции для всех сотрудников.
- Руководители обязаны проходить аттестацию.
- Во время каких-либо работ необходимо соблюдать технику безопасности.
Правила эксплуатации АГНКС, которые необходимо строго соблюдать:
- манипуляции с газом необходимо проводить в соответствии с нормами противопожарной безопасности;
- оборудование нужно подвергать ежемесячной диагностике на предмет выявления неисправностей;
- неисправности необходимо устранять своевременно;
- эксплуатация должна осуществляться в соответствии с технической документацией;
- вносить какие-либо изменения в конструкцию станции самостоятельно строго запрещено;
- оборудование должно быть использовано только по своему назначению;
- необходимо поддерживать соответствующую температуру и давление газа, а также не нарушать его состав.
Важно помнить, что безопасность на АГНКС превыше всего.
Причины аварий
Возможны аварии на АГНКС по следующим причинам:
- износ оборудования;
- ошибки в проекте станции;
- высокое давление газа;
- причины природного характера (ураган, удар молнии);
- неосторожность посторонних лиц (например, водителей);
- дефекты оборудования заводского характера;
- слишком много арматуры;
- ошибки персонала, которые они допускают из-за недостаточной компетентности и по невнимательности;
- не качественная диагностика оборудования;
- несвоевременный ремонт.
По аналитическим данным, аварии с КПГ на АГНКС происходят обычно по причине неисправности баллона. Например, если сломан вентиль, то может произойти срыв заправочной головки, вследствие чего образуется выброс газа и взрыв.
Возможные последствия аварий
В таблице ниже представлены сценарии (примеры) ПМ ГОЧС при авариях на АГНКС и их последствия:
Сценарий | Последствия |
Пожар в котловане на участке ГП | Загрязнение атмосферы продуктами сгорания газа |
Рассеивание низкоскоростного шлейфа газа или двух струй газа | Уничтожение или повреждение плодородного слоя почвы, сельскохозяйственных, лесных угодий, загрязнение атмосферы |
Пожар котлованного типа в загроможденном пространстве | Загрязнение атмосферы продуктами сгорания газа |
Две горящие струи газа | Загрязнение атмосферы продуктами сгорания газа |
Как показывает статистика аварий на АГНКС, соблюдение правил безопасности позволяет снизить количество взрывов газа.
Ситуация в России и Украине
В целом на АЗС, работающих с разными видами топлива, за период с 2000 по 2011 годы в России произошли десятки аварий. Многие из них закончились гибелью людей и причинили большой ущерб. Меньшая часть аварий приходится на автомобильные газонаполнительные компрессорные станции. Здесь аварийные ситуации случались, но не часто. Наиболее подвержены этому бензиновые заправки.
Статистика аварий на АГНКС с 2011 года не зафиксировала ни единого случая, что говорит о повышении безопасности на данных объектах, о правильной их эксплуатации и соблюдении всех правил во время строительства. Они гораздо безопаснее станций, работающих на сжиженном углеродном газе.
Благодаря этому класс опасности АГНКС по указу президента России в начале 2017 года был снижен. Это приведет к тому, что ввод в действие новых газовых правок будет происходить быстрее. В 2016 году в нашей стране насчитывалось 314 подобных объектов. За 2017 год планируется ввести в эксплуатацию еще около 74. Что касается Украины, то статистика аварий на АГНКС здесь не ведется.
ОЧЕНЬ ОДОБРЯЮ ДАННЫЙ АНАЛИЗ АВАРИЙ АГНКС В РАЗРЕЗЕ РЕСПУБЛИК, Я СЧИТАЮ КАЖДОГО АВАРИЮ С АНАЛИЗОМ, СТАТИСТИКОЙ ДАТ В ИНТЕРНЕТЕ.
ОДНИМ ИЗ ПРИЧИН АВАРИЙ СЧИТАЮ, НЕДОСТАТОЧНЫЕ ЗНАНИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, ИТР И СПЕЦИАЛИСТОВ ИЗ-ЗА ОТСУТСТВИЯ КОМПЛЕКС НЕОБХОДИМЫЕ УЧЕНО-ПРАКТИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ ПО БЕЗОПАСНОСТЬ АГНКС. ПРОШУ СОТРУДНИЧИТЬ ПО РАСПРОСТРОНЕНИЮ МОИХ РАЗРАБОТОК
НАМИ РАЗРАБОТАНЫ И ПРЕДЛАГАЕТСЯ, КОМПЛЕКС ПОСОБИЙ УЧЕНО-ПРАКТИЧЕСКИХ ПО “БЕЗОПАСНОСТЬ АГНКС”. К.Т.Н. КАЮМОВ
Добрый день. Конечно, я не против. Все заинтересованные лица могут обратиться к вам за необходимой информацией. Однако, нужно было оставить расширенные контактные данные.