В системе социального управления обществом особое место занимает правовое регулирование. Оно требует формирования широкой информационной базы, раскрывающей состояние общественных отношений. Правовая статистика позволяет выявить эффективность социального управления с помощью количественных и качественных характеристик общественной безопасности.
Правовая статистика это
В данном случае речь идет о прикладной юридической науке. Она охватывает сферы деятельности человека, которые регулируются правом. Статистика изучает показатели, характеризующие изменение правовых процессов, отображает социальные явления, связанные с применением и реализацией правовых норм.
Особое значение статистика приобретает в борьбе с правонарушениями, способствуя улучшению деятельности судов и прокуратуры.
Кому и зачем нужна статистика
Статистические данные позволяют установить уровень правопорядка в обществе. Органы власти могут дать объективную оценку деятельности полиции, судов и прокуратуры. Статистика позволяет выявить недостатки в их работе и осуществлении правосудия, способствует выработке действенных мер по ее улучшению.
Опираясь на официальные данные, общество может судить, как охраняется общественный порядок и государственный строй, насколько защищены гарантированные Конституцией страны права и интересы граждан и организаций.
Располагая достоверной и актуальной информацией о нарушениях законности и правопорядка, результатах борьбы с подобными преступлениями, органы юстиции эффективнее осуществляют возложенные на них задачи.
Основные отрасли
Показатели, отображающие уровень безопасности в обществе, свидетельствуют о степени эффективности деятельности правоохранительных органов и позволяют при необходимости ее скорректировать. Учет ведется по отраслям права. Виды правовой статистики включают следующие отрасли:
- Уголовно-правовая. Сюда входит количественное изучение преступности и мер по борьбе с ней.
- Учет гражданско-правовых споров и итогов их разрешения.
- Количественная характеристика административных правонарушений по характеру причиненного ущерба, видам взысканий, итогам деятельности арбитражных судов.
Правовая статистика охватывает все стадии процесса, начиная с момента регистрации до исполнения судебного решения. Она отображает:
- количество правонарушений или гражданских споров;
- объем проведенной работы правоохранительными органами;
- принятые решения и результаты их исполнения;
- оценку итогов их деятельности.
Роль в юридической науке
Значение правовой статистики определяется ее функциями и местом в системе юридических наук. Анализ данных о структуре, динамике правонарушений и борьбе с ними позволяет:
- более эффективно планировать работу правоохранительных органов;
- выявлять и устранять недостатки их деятельности;
- осуществлять контроль над следственной и судебной практикой;
- использовать полученные материалы для развития законодательства.
Правовая статистика РФ играет значительную роль в юридической науке и практике. Она является не только важнейшим источником информации, но и одним из способов выявления причин и закономерностей развития преступности. Ее виды и показатели служат индикатором адекватности норм законодательства по отношению к обществу. Объект правовой статистики представляет собой совокупность явлений, подлежащих учету, и зависит от той области, в которой ведется исследование. В качестве объекта наблюдения выступает также деятельность государственной правоохранительной системы.
Главное направление
Наиболее развитой из всех отраслей является уголовно-правовая статистика. Она характеризуется тремя направлениями:
- учетом количественных данных о преступности – числе и форме правонарушений, судимостей, заключенных, отбывающих наказание;
- практической работой, которая выражается в сборе и обработке данных;
- научной составляющей, являющейся подотраслью права.
Методы правовой статистики основаны на приемах сравнения количества и качества, составления динамических рядов, использования таблиц и графиков. Статистическое исследование состоит из трех этапов. Изначально происходит сбор информации методом массового наблюдения. Затем происходит систематизация и обработка первичных данных и дальнейший их анализ, позволяющий установить определенные закономерности.
Разделы количественного учета
Разделы правовой статистики охватывают:
- предварительное расследование. Здесь учитываются зарегистрированные преступления, открытые дела, число задержанных лиц, раскрываемость;
- статистику системы судопроизводства;
- учет исполнения приговоров;
- криминологическую статистику;
- раздел виктимности.
Гражданские споры
Гражданско-правовая статистика имеет следующие разделы:
- количественный учет гражданских или экономических споров, находящихся на рассмотрении судов всех уровней, сроки принятия решений;
- раздел гражданских правоотношений, удостоверяемых в нотариальном или административном порядке;
- анализ показателей по работе судебных исполнителей, обеспечивающих исполнение принятых решений.
Учет административных взысканий
Административно-правовая статистика включает в себя:
- раздел учета правонарушений, которые относятся к деятельности органов административной юрисдикции на всех видах транспорта, надзорных структур по пожарной или экологической безопасности, таможенному контролю;
- учет деятельности по исполнению решений об административных взысканиях.
Количество заключенных
Статистика включает также количественный учет заключенных в местах лишения свободы. Количество заключенных в России на 100 тыс. населения:
- 2015 год – 439 человек;
- 2016 год – 450 человек.
Высокий процент судимостей эксперты связывают с низким уровнем работы правоохранительной системы.
Прокурорский надзор
Самостоятельным разделом выступает правовая статистика генеральной прокуратуры. Она отображает:
- состояние оперативно-розыскной деятельности;
- эффективность работы следствия;
- качество исполнения наказаний в местах заключения.
Причины создания новой структуры
Необходимость создания независимой структуры по сбору правовой информации вызвана низким качеством организации первичного учета правонарушений. На практике часть заявлений о преступлениях не регистрируется, что повышает уровень их латентности и снижает доверие населения к полиции.
Пилотный проект
Автоматизированная система правовой статистики была первоначально запущена в нескольких регионах для отработки деталей инновационной технологии. Пилотный проект заработал в 2013 году. Однако первичным учетом преступлений занимаются информационные центры при управлениях МВД, которые давно устарели.
Электронный портал
Начальная информация фиксируется в карточках первичного учета в районных отделах УВД. Затем передается на официальный сайт генеральной прокуратуры. Портал правовой статистики является общедоступным электронным ресурсом. Он содержит несколько разделов, посвященных:
- месту России в мировом рейтинге по состоянию преступности;
- области правовой статистики, изучающей социальный облик преступности;
- состоянию преступности по субъектам Российской Федерации;
- справочной информации, содержащей нормативные акты и список терминов и их определений.
Десять российских регионов с самым высоким уровнем преступности в 2017 году:
Регион | Общее количество преступлений | Число жителей в субъекте РФ | Количество преступлений на 100 тыс. |
Республика Тыва | 11668 | 318550 | 3662 |
Забайкальский край | 26992 | 1078983 | 2501 |
Республика Бурятия | 23610 | 984134 | 2399 |
Сахалинская область | 11449 | 487344 | 2349 |
Амурская область | 18505 | 801752 | 2308 |
Еврейская АО | 3612 | 164217 | 2199 |
Республика Хакасия | 11528 | 537668 | 2144 |
Республика Алтай | 4631 | 217007 | 2134 |
Кемеровская область | 57058 | 2708844 | 2106 |
Курганская область | 11874 | 854109 | 2092 |
Казахстанский опыт
При проведении реформы был использован опыт Казахстана. Здесь более 10 лет функционирует комитет по правовой статистике и специальным учетам генпрокуратуры. Ведомству подчиняются территориальные органы, расположенные в крупных городах и областях страны. Комитет обеспечивает:
- получение статистических данных от правоохранительных органов;
- проверку их полноты, достоверности и объективности;
- защиту прав субъектов малого бизнеса от незаконных проверок.
Правовая статистика Казахстана показывает, что внедрение единого информационного центра привело к увеличению количества зарегистрированных правонарушений в несколько раз. Аккумулирование правовой информации в едином центре специальных учетов обеспечило прозрачность в деятельности государственных органов. Изучение международной практики свидетельствует об уникальности казахстанского опыта.
Судебный департамент
Хорошо налаженной автоматизированной системой сбора информации обладает судебно-правовая статистика России. Все органы судебной власти, кроме мировых судей, имеют федеральное подчинение. С 2009 года судебный департамент осуществляет сбор данных и формирует отчетность. Благодаря автоматизированной системе «Правосудие» возможет обмен информацией между всеми судами страны.
Правовую статистику судебного департамента можно считать достоверной и актуальной. Статистические карточки содержат полные сведения о подсудимом:
- социальный статус;
- демографические характеристики;
- экономическое положение;
- наличие судимости;
- суть правонарушения и назначенное наказание.
Информация, которую предоставляют органы правовой статистики судебного департамента, позволяет дать детальную оценку состоянию преступности в стране. Однако статистические карточки не раскрывают полную картину. Здесь отображаются только те уголовные дела, которые прошли цепочку отбора в других информационных системах.
Нарушения в системе учета
По данным генпрокуратуры правовая статистика МВД занижена в 8 раз по сравнению с реальной ситуацией. Только за 2012 год было выявлено более 450 тыс. нарушений, допущенных в организации учета преступлений. Правовая статистика России показывает, что изменились и статистические показатели. Выросло количество правонарушений:
- в общественных местах – на 12,4%;
- под влиянием алкоголя – на 19,6%;
- под действием наркотиков – на 36,2%;
- рецидивного характера – на 9,3%.
В последующие два года сохранялась положительная динамика с небольшим снижением темпов прироста. В карточках первичного учета не до конца отображается размер причиненного материального ущерба:
- 2012 год – 6,1 млрд. руб.;
- 2013 год – 13,6 млрд. руб.;
- 9 месяцев 2014 – 12,2 млрд. руб.
Причины недостоверности статистических данных:
- латентная преступность;
- фальсификация данных.
По данным прокуратуры, из 26 млн. криминальных случаев регистрируется всего 2 млн. преступлений.