Бизнес-план создается с учетом особенностей рынка, индивидуальных характеристик работы компании, финансовых ресурсов и других параметров. Позже документ реализуется на разных стадиях развития предприятия. Значение бизнес-плана нельзя недооценивать при определении маркетинговой стратегии . Он позволяет правильно оценить предпринимательскую инициативу и обеспечить эффективную организацию деятельности предприятия.
Что такое бизнес-план
Документ лежит в основе любого создаваемого предприятия. Только авантюристы не учитывают риски и не принимают меры к их минимизации.
Планирование позволяет начинающим предпринимателям быстрее справиться с проблемами, избежать неоправданных долгов. Важно трезво оценивать плюсы и минусы бизнес-проекта. Особенно, если документ разрабатывается для инвестора.
Зачем нужен бизнес-план
Планирование важно не только для банка или инвестора, но и для ИП. Документ служит пошаговой инструкцией, в которой отображаются стадии реализации проекта. Бизнес-план с расчетами позволяет правильно оценить предпринимательскую инициативу и решить следующие задачи:
- изучить спрос, рынок сбыта, конкурентов;
- дать оценку предполагаемой прибыльности бизнеса;
- оценить риски бизнеса и определить способы решения проблем;
- установить контрольные показатели.
Виды бизнес-планов
Разновидность документа зависит от цели, которую преследует предприниматель. Сюда входит:
- привлечение инвестиций. Бизнес-план должен содержит описание нового предприятия, инструментов маркетинга, перспектив;
- получение кредита на развитие бизнеса. Упор в бизнес-плане делается на описании бюджета компании и обосновании его объемов;
- получение гранта. Особое внимание в бизнес-плане уделяется социальным проблемам, которые сможет решить предприятие;
- развитие компании. Акцент в бизнес-плане делается на стратегии развития компании, направлении деятельности, способах решения проблем.
Что нужно учитывать при разработке бизнес-плана
Перед составлением бизнес-плана нужно:
- Определить цель маркетинга. Она должна быть максимально конкретной и точной. Например, цель вашего бизнеса заключается в том, чтобы за 8 месяцев увеличить объем производства на 15%. Маркетинговые цели – регулярные поставки сырья, увеличение объема задействованного оборудования, анализ спроса на предлагаемые товары и услуги.
- Провести анализ целевой аудитории. Зачем это нужно? Так предприниматель сможет установить корректную цену или провести рекламную компанию, которая будет направлена на решение проблем потенциальных клиентов.
- Проработать конкурентные преимущества. Сегодня практически нет сфер, в которых можно выступать в роли монополиста. При разработке маркетинговой стратегии нужно подготовить ответы на такие вопросы: почему потребитель должен выбрать вашу продукцию, какие преимущества товаров лягут в основу рекламной компании. Такой подход позволит быстрее предприятию выйти на лидирующие позиции. Главное, оставаться непредвзятым, основываться на проверенных статистических и аналитических данных.
Содержание бизнес-плана
Основные разделы бизнес-плана:
Предприниматель может разработать бизнес-план самостоятельно. Перед составлением документа нужно будет собрать следующие сведения:
- аналитику отрасли;
- данные о способах продвижении продукции;
- информацию об основных конкурентах в регионе;
- технологии, используемые в выбранной нише.
Оценка финансовых и кадровых ресурсов повысит эффективность бизнес-плана. Дополнительно к нему нужно приложить:
- копии лицензий и разрешений;
- доказательства платежеспособности предпринимателя;
- копии страховых документов;
- патенты.
Анализ возможных рисков в бизнес-плане
Предпринимательский риск подразумевает наличие угрозы для предприятия не достичь намеченных целей или понести убытки.
Анализ рисков нужно включить в финансовый раздел бизнес-плана. Иначе документ теряет смысл. Если бизнес-план отображает возможные риски, то это подтверждает серьезность намерений ИП. Распределение рисков:
- Внутренние – проблемы с производством, сотрудниками, поставщиками. Их всегда можно предупредить.
- Внешние – политические и экономические, стихийные бедствия. Повлиять на них бизнесмен не может.
Бизнес-план коммерческого предприятия должен предусматривать мероприятия по профилактике рисков.
Формирование цены и рекламная политика
Стратегия ценообразования – еще одна важнейшая деталь при определении направленности маркетинга. Нужно понимать в каком сегменте будет находиться продукция: «эконом», «среднем» или «премиум», какие для этого есть предпосылки, будет ли цена меняться в дальнейшем и почему.
Для этих целей используют разные методы. Среди них можно отметить изучение спроса на данную категорию товаров, сравнение с ценами конкурентов.
И, конечно же, не обойтись без грамотной рекламной тактики. Компания может продвигать свою продукцию на телевидении, с помощью интернет-ресурсов или наружной рекламы. Выбор способа зависит от специализации предприятия и бюджета.
Ошибки при составлении бизнес-плана
Как правильно составить бизнес-план знают единицы. ИП совершают типичные ошибки и сводят к минимуму шансы на поддержку со стороны инвестора. Практические советы:
- Не стоит пренебрегать посторонней помощью. Разрабатывать бизнес-план должны профессионалы. Советы знающих людей бесценны для бизнеса.
- Планирование бизнеса требует времени. Собираетесь получать доход в будущем полугодии? Все еще не поставили цель? Все, что вам нужно – подготовить бизнес-план.
- Не стоит переоценивать влияние идей. Бизнес-план не является панацеей от неудач. Человеческий фактор не менее важен. Инвесторы часто вкладывают средства не в идеи, а в людей. Нужно заручиться поддержкой ветеранов бизнеса и экспертов. Даже если придется поделиться частью ожидаемой прибыли.
- Цели подкрепляются расчетами и вполне реальной стратегией. Грамотный бизнес-план должен содержать максимально достоверные данные.
- Желательно избегать излишних амбиций. Нужно быть осторожным с прогнозами при составлении бизнес-плана. Часто бизнес развивается неравномерно. Нужно научиться преодолевать трудные ситуации. И только потом доверяться интуиции.
- Бизнес-план должен охватывать проблемы, которые предпринимателю предстоит решать. При необходимости в документ можно будет вносить изменения.
Заключение
Бизнес-план и маркетинг – неотъемлемые атрибуты эффективного функционирования любого коммерческого проекта. Поэтому ими должны заниматься настоящие профессионалы. Заказать разработку бизнес-плана можно в компании VTSConsulting. Специалисты подготовят документ с учетом индивидуальных параметров.