Водный транспорт многие годы используется с целью перевозки крупных грузов. Это позволяет доставлять контейнеры с продовольствием и прочими необходимыми товарами на огромные расстояния, с минимальными затратами. Наряду с этим, водный транспорт используется для пассажирских перевозок. Попробуем разобраться насколько это безопасно и какова статистика аварий водного транспорта.
Классификация происшествий
Говоря о водном транспорте, используют принятую классификацию:
- кораблекрушение – полное разрушение конструкции корабля или его гибель;
- авария – нахождение судна на мели более 48 часов (для пассажирского транспорта 24 часа) или частичное его повреждение;
- аварийное происшествие – меньшая по продолжительности авария;
- катастрофа – кораблекрушения, повлекшие гибель людей.
Причины возникновения аварии водного транспорта
У каждой аварии или происшествия есть свои поражающие факторы. Статистика аварий водного транспорта выделяет основные причины происшествий на воде:
- Природный фактор – достаточно часто виновником происшествий становится стихия. Это штормы, ураганы, туман, лед. Сюда также относят и столкновение судна с пролегающими на пути следования айсбергами, подводными скалами.
- Человеческий фактор – ошибки при проектировании, последующей эксплуатации. К ЧС могут привести неверные капитанские решения или ошибочные действия членов экипажа, халатность при проведении плановых технических осмотров и ремонтов, перегруз свыше допустимой нормы.
Особенности катастроф на водном транспорте
Происшествия на воде неизменно сопровождаются рядом возникающих трудностей:
- скорость движения транспорта, как правило, высока, что становится причиной травм пострадавших и их быстрой гибели;
- задержка при оказании помощи из-за сбоя в получении достоверной информации о ЧП. На момент прибытия спасательной группы в большинстве случаев происходит увеличение количества жертв;
- незнание пассажирами элементарных навыков выживания на воде;
- отсутствие спец. техники для эвакуации и тушения пожаров на начальном этапе;
- затруднение при определении количества пострадавших, а также невозможность доставки их в специализированные медицинские учреждения;
- организация поисков останков на больших площадях;
- необходимость восстановления транспортного сообщения в максимально сжатые сроки.
Виды оповещения при судовых авариях
Существует три общепринятых на всех судах сигнала тревоги:
- Общесудовая тревога.
- Человек за бортом.
- Шлюпочная тревога.
В чем опасность и как защититься
Последствия аварии на суднах различны, самым серьезным является гибель людей. Причины:
- паника среди пассажиров;
- переохлаждение;
- утопление;
- различные травмы;
- ожоги;
- отравления;
- жажда;
- голод;
- недостаточное количество спасательных средств.
Отмечается также и возникновение на месте катастрофы воронки, затягивающей на дно все, что оказалось в зоне ее действия. Не менее опасно для акватории разлитие нефтепродуктов при крушении крупных нефтеналивных судов. Под угрозой оказываются семейства рыб, растений и млекопитающих. При такой техногенной катастрофе экосистеме наносится непоправимый ущерб.
Профилактика ЧС на водном транспорте
Основные правила безопасного поведения должны быть известны каждому, кто шагнул на борт корабля. Их соблюдение поможет в случае возникновения ЧП быстро сориентироваться и принять верное решение. Правила высадки с судна в шлюпки:
- покидать корабль нужно только по команде капитана судна;
- право первыми воспользоваться спасательными шлюпками принадлежит детям, женщинам, раненым, пожилым людям;
- перед посадкой в шлюпку, желательно как следует утеплиться (большое количество одежды предохранит от переохлаждения). Без спасательного жилета вход на шлюпку запрещен;
- по возможности, с собой необходимо взять теплые одеяла, питьевую воду, еду. Не помешает также аварийное радио;
- при отсутствии другого выхода и необходимости прыгать в воду нужно выбирать места не выше 5 метров от водной глади. Одной рукой необходимо крепко держаться за спасательный жилет, а второй плотно закрыть нос и рот.
Правила поведения в лодке:
- чтобы сохранить тепло пострадавшим рекомендуется держаться как можно ближе друг к другу, а также выполнять физические упражнения;
- желательно не мочить ноги. Для предотвращения их отека рекомендуется регулярно двигать ногами;
- питье изначально нужно предлагать раненым и больным (из расчета 0,5 литра воды в сутки на взрослого человека). Морскую воду пить нельзя;
- спасательные шлюпки должны держаться вместе, неподалеку от места крушения;
- использовать дымовые шашки можно только при наличии возможности заметить их спасательной группе. Применение нескольких шашек одновременно запрещено.
Что делать при пребывании в воде? Правила поведения:
- чтобы сохранить тепло нужно совершать минимум движений. Рекомендуется сгруппироваться: руками следует обхватить грудную клетку, как можно выше подняв бедра;
- сигналы спасательной группе принято подавать путем поднятия руки. Также можно привлекать внимание свистком;
- если отсутствует спасательный жилет, то нужно ухватиться за любой плавающий по близости предмет;
- поза отдыха – лежа на спине.
Статистика аварий на водном транспорте
По статистике самым безопасным видом транспорта признан железнодорожный. На 2 месте по безопасности самолеты. Самым опасным транспортом признаны мотоциклы и мопеды (на их долю приходится 20% смертей на дорогах). Остальные сведения статистики представлены на диаграмме:
Сегодня более 60% мирового грузооборота совершается по морю. Морские просторы по приблизительным расчетам бороздят более 60 тыс. судов, рассчитанных на перевозку крупных грузов, а также чуть более 20 млн. мелких судов, выполняющих разнообразные цели (прогулочные катера, парусные яхты, лодки). Каждый день в акваториях пребывают 30 тыс. судов, а общая численность экипажей на них превышает 1 млн человек.
Статистика аварий водного транспорта по данным Регистра судоходства Ллойда, содержит информацию касательно ежегодной гибели 300–400 судов и авариях на 8 тыс. суден. Количество человеческих жертв также ужасает. Ежегодно при крушениях водного транспорта погибают свыше 200 тыс. человек по всему миру. Крупнейшие катастрофы за 2011–2016 годы в мире:
Дата | Место катастрофы | Количество жертв |
02.05.2011 | Конго | 100 |
05.07.2011 | Судан | 197 |
10.07.2011 («Булгария») | РФ, Татарстан (Куйбышевское водохранилище) | 122 |
10.09.2011 (MV Spice Islander) | Занзибар-Танзания | 240 |
17.12.2011 | Ява | 51 |
30.04.2012 | Индия | 100 |
18.07.2012 (Karama Star Gate) | Танзания | 69 |
29.08.2012 | Зондский залив | 105 |
16.08.2013 | Филиппины | 51 |
03.10.2013 | Остров Лампедуза | 345 |
22.03.2014 | Озеро Альберт (граница Уганды с Демократической Республикой Конго) | 251 |
16.04.2014 | Южная Корея | Одна из крупнейших аварий на водном транспорте в современной истории. Погибло – 295 человек |
12.05.2014 | Остров Лампедуза | 17/200 пропали |
4.08.2014 (Pinak-6) | Бангладеш | 100/125 пропали |
22.08.2014 | Ливия | 250 |
15.09.2014 | Ливия | 221 |
2.10.2014 | Ливия | 10/100 пропали |
13.12.2014 | Демократическая Республика Конго | 129 |
Статистика аварий водного транспорта имеет данные также о гибели подводных лодок. За последние 60 лет в результате этих крушений погибло большое количество членов экипажа.
Для наглядности статистика аварий водного транспорта (включая подводные лодки) в России и СССР:
Дата | Место | Количество жертв |
12.1952 (С-117) | Японское море | 52 |
21.11.1956 (М-200) | Эстония | 28 |
26.09.1957 (М-256) | Таллинский залив | 35 |
27 января 1961 (С-80) | Баренцево море | 68 |
4 июля 1961 (К-19, Северный флот) | 8 | |
11.01.1962 (Б-37) | Военно-морская база Северного флота | 78 |
08.09.1967 (К-3) | Норвежское море | 39 |
8 марта 1968 (К-129) | Гавайские острова | 98 |
12.04.1970 (К-8) | Бискайский залив | 52 |
24.06.1983 (К-429) | Камчатка | 16 |
6 октября 1986 (К-219) | Саргассово море | 4 |
07.04.1989 (К-278) | Норвежское море | 42 |
12.08.2000 («Курск», Северный флот) | Баренцево море | 118 |
30.08.2003 (К-159) | 9 | |
08.11.2008 («Нерпа») | Японское море | 20 |
В интернете можно посмотреть огромное количество видео и документальных фильмов о крушениях морских судов.
Откуда взята информация?
С интернета. Если хотите более точный ответ, то и вопрос формулируйте конкретнее.