С развитием международного туризма расширяется сфера его деятельности, появляются новые направления, иногда совершенно неожиданные. К необычным проектам можно отнести космический туризм. Он приобретает все большую популярность, превращаясь из фантастики в реальность.
Первый космический турист
Первым космическим туристом считается американский гражданин Деннис Тито. Он полетел в 2001 году на орбитальную станцию «Мир» на корабле «Союз ТМ-32». Недельный тур в 128 витков вокруг планеты обошелся путешественнику в 20 млн. долларов. Сегодня стоимость туристического полета в космос выросла вдвое.
О космическом туризме впервые заговорили еще в 60 годы. Это был период крупных достижений в данной области:
- полет первого космонавта;
- выход в открытый космос;
- создание межпланетных станций и групповые полеты;
- исследовательская работа на орбитальной станции и взятие образцов лунного грунта;
- полет на Луну и стыковка космических кораблей.
В середине 80 годов фантастической идея космического туризма приобрела реальные очертания. В космос должен был отправиться экипаж Челленджера с первой американской туристкой на борту. Однако взрыв корабля при запуске и гибель всех пассажиров надолго приостановили в США программу по реализации космических путешествий.
Туристские программы
Сегодня Россия лидирует среди стран, оказывающих услуги по космическому туризму. На МКС уже побывало семь путешественников. Желающим предлагается также широкий выбор специальных туристских программ, осуществляющихся на базе Центра подготовки космонавтов в звездном городке. Туристы могут испытать себя:
- в программах по выживанию в нестандартных условиях;
- в космических перегрузках на центрифуге;
- в условиях реальной невесомости на борту ИЛ-76;
- в бассейне гидролаборатории.
Предоставлением услуг по космическому туризму занимается компания Роскосмос и Space Adventures. Для отправки туристов используются самые надежные корабли «Союз ТМ». На МКС планируется сооружение космических отелей. Список услуг дополнится возможностью выхода в открытое пространство, которая обойдется в 15 млн. долларов.
Проблемы космического туризма
Сегодня космический туризм входит в категорию самых дорогих путешествий, а его возможности ограничены отсутствием необходимых технологий. Более широкие возможности для доставки туристов на МКС появятся после разработки специальных многоразовых аппаратов для космического туризма. Сегодня более перспективны суборбитальные туристические полеты без выхода корабля на земную орбиту.
Космический туризм связан не только с решением технологических проблем, но и медицинских. Без гравитации невозможна нормальная циркуляция крови в организме, нарушаются функции многих органов. У космонавтов за 6 месяцев нахождения на МКС:
- теряется до 10% костной и 20% мышечной массы, которая не восстанавливается даже в течение года;
- происходит расширение межпозвоночных дисков, что приводит к увеличению роста;
- возрастает риск атрофии тканей.
Чтобы развивать космический туризм, необходимо также решить проблему с радиацией. Космические лучи поглощаются атмосферой земли и не достигают ее поверхности. Их биологические эффекты в космосе еще до конца не изучены, однако, известно о высокой проникающей способности элементарных частиц. Они могут стать причиной повреждения ДНК и возникновения генных мутаций. Астронавты подвергаются повышенным дозам космического излучения, а во время путешествия на Марс она возрастет в разы.
Суборбитальный туризм
Многие частные корпорации занимаются разработкой проектов суборбитального космического туризма, а некоторые уже провели успешные испытания. В частности:
- компания Blue Origin провела пять беспилотных запусков многоразового 6-местного корабля. Перевозка туристов запланирована на 2018 год;
- успешные разработки суборбитального космолета VSS Unity для полетов на высоту до 100 км ведет компания Virgin Galactic;
- уже объявлена распродажа билетов стоимостью 150 тыс. долларов на корабль Lynx компании XCOR;
- об успешных наземных испытаниях 20-местного космоплана сообщают также китайские инженеры.
Суборбитальный космический туризм отличается скоростью летательного аппарата и высотой подъема над поверхностью земли. Так как скорость полета меньше первой космической, то она не позволяет кораблю выйти на орбиту земли в качестве искусственного спутника. После выхода из атмосферы планеты, аппарат снова возвращается на землю. За несколько минут пассажиры увидят необыкновенную панораму нашей планеты из космоса и почувствуют состояние невесомости.
Полеты будут совершаться два раза в неделю по 15 минут. Треть этого времени туристы будут находиться в невесомости.
Безопасность полетов
Главной проблемой космического туризма до сих пор остается безопасность полетов. Несмотря на обещания о скором начале суборбитальных космических полетов, их сроки постоянно переносятся. Прежде чем перейти от экспериментов к массовым полетам, необходимо доказать их полную безопасность для пассажиров. Знаковой стала катастрофа суборбитального космического самолета SpaceShipTwo частной компании Virgin Galactic в октябре 2014 года. Он был сконструирован для суборбитальных полетов в рамках космического туризма. Предполагаемые характеристики полетов: высота от 160 до 320 км, длительность – 2,5 часа, продолжительность состояния невесомости – 6 минут.
Во время пятьдесят пятого испытательного полета космолет отделился от носителя на высоте свыше 15 км. Через несколько секунд произошла катастрофа – самолет разрушился из-за сбоя в системе управления. Один из двух пилотов погиб, второй – катапультировался. Но эксперименты в области космического туризма продолжаются. В апреле 2018 года прошли очередные испытания нового космолета. Результаты обнадеживают.
Однако многие эксперты считают, что существующие космические технологии почти достигли пределов совершенства и не могут привести к дальнейшему прорыву. Требуются новые открытия. Современные ракетные двигатели слишком большие и энергоемкие. Они не подходят для длительных космических полетов. Возможно, перспективным направлением для развития космического туризма и освоения других планет станет новое поколение ионных двигателей. Они используют для непрерывной работы газ из атмосферы любой планеты.