Единственным препятствием при реализации успешных проектов является финансирование. Поиск денег для открытия бизнеса заставляет брать кредиты или обращаться за помощью к знакомым. Однако сегодня доступны и более интересные варианты привлечения инвестиций. Например, краудфандинг – молодое, но очень перспективное современное направление финансирования малого бизнеса. Этот метод позволил многим предпринимателям реализовать свои проекты и начать зарабатывать.
Что такое краудфандинг
В переводе с английского краудфандинг означает «Финансирование толпой». Другими словами – это деньги, собранные коллективно. Целью может стать финансирование любого проекта. Многие проекты краудфандинга не связаны с бизнесом.
Подобный способ сбора денег часто используют благотворительные организации. Фильмы, книги, бесплатные приложения и другие общественно полезные начинания, могут быть, созданы на основе коллективного участия. Возникновение отношений между участниками отражают следующие понятия:
- донор – человек, вкладывающий собственные финансы в проект;
- реципиент – тот, кто собирает средства. Основная задача участника – составить список расходов, просчитать конкретную сумму для сбора, озвучить ее всем.
Особенности краудфандинга:
- Открытость проекта. Сведения о собранных деньгах и их использовании должны быть доступны всем пользователям.
- Расходование только на заявленные цели.
Краудфандинг идеально подходит для инвестиций в развитие малого бизнеса, в том числе стартапов. По оценкам специалистов мировые краудфандинг платформы уже привлекли в общей сложности более 6 . долларов.
Виды краудфандинга
Reward crowdfunding (призовой)– самое популярное направление. За свое участие донор получает вознаграждение: бонусы, подарки или другое поощрение. Денежные формы дохода для доноров обычно не предусмотрены. Такой вид краудфандинга получил распространение среди музыкантов, писателей, спортивных команд.
Пример сбора денег – музыкальный коллектив планирует порадовать своих фанатов новым клипом. Для его съемки потребуется сумма, которая озвучивается поклонникам. Может быть создан специальный краудфандинг сайт, на котором отслеживаются сборы и результаты использования денег.
Что может предложить коллектив своим донорам? Особенность Reward crowdfunding – должно быть не денежное вознаграждение. Чаще всего поклонники могут получить автограф любимых исполнителей, подарочный диск, памятные вещи с логотипом. Именно такой формой взаимодействия реализуется чаще всего краудфандинг в России.
Equity crowdfunding (акционерный) – более интересное направление для серьезных бизнес инвестиций. Что это дает? Инвестор, участвующий в создании предприятия, получает определенную долю в нем. Могут также быть проданы доли уже существующих компаний. Бизнес-инвестирование связано со многими рисками, ведь гарантии прибыли донору никто не дает.
Debt crowdfunding (долговой) – похожее направление с предыдущим. Отличительная черта – деньги для проектов инвестирования даются в долг. Вместо этого донору предлагается возврат инвестиций или доля участия в компании (часть ее прибыли). Именно таким путем часто привлекаются инвесторы для финансирования стартапов. Многие краудфандинг площадки предлагают Debt crowdfunding как альтернативу вложениям в ценные бумаги. В качестве подвидов краудфандинга выделяют:
- P2P – от физических лиц гражданам.
- P2B – кредитование юридических лиц обычными гражданами.
Как искать инвесторов
Любой человек может реализовать свой проект, поместив информацию о нем на официальном сайте посредника. Интернет – ресурс возьмет комиссионное вознаграждение (обычно не более 7%) за удачный сбор нужной суммы.
Если нужная сумма не была собрана, то платить ничего не надо. План действий по поиску инвесторов для реализации бизнес-идеи:
- Изучение условий, которые предлагают российские площадки. Для уверенных в себе людей возможен вариант выхода на международные ресурсы.
- Регистрация нового аккаунта.
- Описание краткой сути проекта.
- Указание необходимой суммы и времени для ее сбора.
- При финансировании стартапов, нужно рассчитать и запланировать вознаграждение, которое получат инвесторы.
- Важное условие краудфандинга состоит в следующем: если проект собрал необходимую сумму, заемщик должен выполнять заявленные условия. При нарушении условий контракта деньги должны быть возвращены инвесторам.
Большинство сайтов в России работают по принципу «все или ничего»:
- если собрана сумма, превышающая заявленную, то заемщик получает ее полностью;
- в случае, когда не удалось добрать до нужного уровня, реципиент не получает ничего.
Перспективы развития краудфандинга
Подобное направление поиска инвесторов завоевывает своих последователей. Его преимущества очевидны. Для вкладчиков предлагается гораздо больший процент, чем банковские депозиты. Для заемщика такие площадки – возможность получить кредитование на более выгодных условиях.
Стартаперам краудфандинг позволяет не только найти ресурсы для реализации своих идей, но и провести своеобразное тестирование среди будущих клиентов. Платформа выявляет желания большинства: готовы ли люди вкладывать деньги в новую идею, интересно ли им выбранное направление, будут ли они покупать продукт.
Многие успешные предприниматели начинали поиск инвесторов именно таким путем. Эксперты прогнозируют в ближайшие годы рост рынка краудфандинга в 10 раз. Российские площадки по краудфандингу только зарождаются. Наиболее популярной среди стартаперов и бизнесменов считается Planeta. Существуют и другие ресурсы, но они используются по большей части в сферах творчества, благотворительности и проектах социальной направленности. Видео о краудфандинге: