Современное общество свыклось с постоянным проявлением агрессии, которая выражается не только в явных актах насилия, но даже в таких мелочах, как поломанные скамейки во дворе или исписанные стены подъезда. Статистика агрессивного поведения подростков свидетельствует о моральной деградации общества. Агрессивное поведение подростков, которое просматривается в постоянном бунте против социума и приступах юношеского максимализма становится проблемой, подлежащей глубокому анализу и исследованию для выявления причины и последующей коррекции.
Что такое агрессия в общем понимании
Это слово имеет латинские корни и происходит от слова «aggression», означающего приступ или нападение. Точное определение термина подразумевает проявление деструктивного поведения без явной мотивации, которое противоречит нормам и правилам, принятым в социуме. Особенности агрессивного поведения подростков включают в себя нанесение ущерба одушевленным или неодушевленным предметам.
Агрессия со стороны детей и подростков может зависеть от большого количества факторов, среди которых выделяются психологические, физиологические и ситуационные. Также статистика агрессивного поведения подростков указывает на возможность оказания влияния на проявления агрессии конституционных и биографических факторов.
Еще Фрейд в своих трудах по психоанализу постарался вывести причины агрессивности человека. Согласно его теории, при фрустрировании желаний индивида происходит непреодолимая тяга к агрессии. Иначе говоря, при блокировании достижения определенной цели происходит возникновение агрессивного побуждения, направленного на устранения фактора, приведшего к фрустрации.
Проводимые в различные годы исследования выявили гендерные различия случаев проявления разного типа агрессии. Статистика агрессивного поведения подростков доказывает, что девушки и юноши по-разному проявляют свое недовольство, что видно из таблицы:
Разновидности агрессии | Юноши (в %) | Девушки (в %) |
Физическая | 49 | 42 |
Вербальная | 33 | 41 |
Косвенная | 37 | 51 |
Негативизм | 44 | 23 |
Раздражительность | 41 | 25 |
Подозрительность | 38 | 59 |
Обида | 51 | 40 |
Чувство вины | 44 | 68 |
Данные, полученные по результатам суммирования исследования, позволяют четко проследить гендерные особенности подростков.
Причины проявления агрессивного поведения
Статистика агрессивного поведения подростков отмечает основные причины агрессии:
- особенности воспитания в семье. Родители, как лица, показывающие пример подрастающему поколению, могут стать причиной агрессивности ребенка, особенно, если последний постоянно чувствует проявления раздражительности по отношению к себе или видит акты агрессивного поведения, происходящие на его глазах. Очень часто подобные ситуации в будущем могут привести к корреляции семейных ценностей в глазах подростка и травмированию неокрепшей психики ребенка;
- влияние ближайшего окружения. Это друзья, одноклассники и представители иных социальных групп. Психологические особенности агрессивного поведения подростков заключаются в зависимости от внешних факторов. Дети дошкольного возраста, младшие школьники восприимчивы к перениманию поведения старших товарищей. При этом агрессивный ребенок отвергается собственной социальной группой, будь то в школьном коллективе или на улице, что приводит его к агрессивно настроенной группе старших «товарищей». Подобным образом организуются молодежные коллективы, отличающиеся асоциальным поведением;
- воздействие СМИ. Статистика агрессивного поведения подростков демонстрирует, что отсутствие цензуры и большое количество фильмов или передач, рассказывающих про убийства, аморальное поведение, суды и прочий негатив, приводит к воздействию на неокрепшую психику подростка. Итогом становится смещение моральных ценностей, что вызывает невозможность иного восприятия действительности и уверенность, что демонстрируемая СМИ «реальность» является таковой;
- наступление периода полового созревания. Коррекция агрессивного поведения подростков, находящихся в стадии полового созревания практически невозможна, поскольку данная причина относится к биологическому фактору, наступление которого невозможно предотвратить. При невозможности предотвратить развитие агрессии, ее можно минимизировать. Психологическая коррекция агрессивного поведения подростков пубертатного возраста заключается в отсутствии ответной раздражительности со стороны взрослых и смягчении «острых» ситуации. Следует просто пережить этот период, который длится достаточно недолго;
- нарушения в работе головного мозга. Эта причина может быть вызвана наличием наследственности или стать приобретенным резидуально-органическим фактором. В практике работы педагога психолога встречаются дети с умственной отсталостью и с нарушением интеллекта, проявляющие агрессивность вследствие имеющихся патологических состояний, таких как минимальная функция головного мозга, эпилептоидное нарушение, подверженность аффективной возбудимости и прочие психопатоподобные проявления. Выявление причины и коррекция подобных изменений находится в плоскости не только психологии, но также психиатрии.
Профилактика агрессивного поведения подростков
Осуществление коррекционных мероприятий, направленных на подавление проявлений подростковой агрессии должно происходит по следующим принципам:
- единство коррекции и развития. Этот постулат является утверждением необходимости осуществления коррекции исключительно после взвешенного психического и педагогического анализа внешней и внутренней среды, в которой находится ребенок;
- единство возраста и интеллекта. Каждый акт коррекции должен осуществляться в соответствии с особенностями возрастного развития. В 11 лет нельзя осуществлять тренинги, предназначенные для 15-летнего подростка;
- единство диагностики и коррекции развития. Данный принцип предполагает выработку профилактических мероприятий на основе получения полной диагностической картины с учетом прогнозируемого будущего, исходя из ближайшего окружения подростка;
- деятельностный принцип. Выбранные пути, методы и способы достижения цели должны быть конкретны, осуществимы и доступны. Также требуется осуществлять коррекцию через вовлечение подростка в тесное сотрудничество с взрослыми или сверстниками. Примером может стать участие в разных видах спорта, позволяющих подростку выплеснуть скопившуюся агрессию.
Профилактика агрессивного поведения детей и подростков включает в себя несколько крупных блоков:
- диагностика, которая осуществляется при помощи различных тестов и вопросов и позволяющая выявить уровень враждебности реакции, оценить индивидуальные особенности личности и прогнозировать поведенческие мотивы;
- коррекция, включающая в себя групповую работу в школе во время классного часа или внеклассных мероприятий и проведение бесед с родителями и педагогами для формирования установок правильного поведения при агрессивности подростка. Именно при разном уровне эмпатии удается создать наиболее благоприятную среду для ребенка, что позволит снизить «градус» раздражения и недовольства собой и окружающими;
- аналитика и прогнозирование. На этом этапе создается заключение по оценке эффективности предпринятых мероприятий и создание методических рекомендации по профилактике подростковой агрессивности.
Подростковая агрессия как социально педагогическая проблема является серьезным фактором, приводящим к появлению асоциальных группировок молодежи, которые становятся источником криминализации социума. Примером может стать случай в Омутнинском районе Москвы, когда группа агрессивно настроенных ребят среднего школьного возраста очень сильно избили просто проходящего мимо. Своевременное выявление предрасположенности к агрессии позволит осуществить мероприятия по профилактике агрессивного поведения и устранению проблемы в дальнейшем.
Откуда эта статистика со сравнением парней и девушек?
Если можете, то отправьте ссылку на источник.
Статья писалась очень давно. Нужно искать ссылки на источники. А вас зачем эта инфа?
Удостовериться в точности этой статистики
+ Может быть в источнике есть ещё что-нибудь на эту тему
И где же источник?