Вряд ли можно встретить опытного бизнесмена, не имеющего представления о способах планирования продаж. Анализ доходов и расходов прокладывает дорогу к развитию бизнеса. Процесс бизнес планирования важен для любой компании. Грамотный бизнес-план позволит привлечь деньги инвесторов и рассчитать примерную прибыль.
Зачем нужно планирование продаж
Открыть собственное дело – это лишь мала часть того, что предстоит сделать предпринимателю. Идей для малого бизнеса немало, самые популярные проекты основаны на современных технологиях. Но без четкого бизнес планирования можно оказаться на стадии банкротства.
Еще 10 лет назад американский журнал «Как открыть бизнес» провел исследование 11 тыс. компаний. Его результаты показали, что планирование повышает эффективность предприятия. Даже для существующих компаний оно приносит пользы больше, чем для стартапов. Причина – предприятие с историей знает о своих клиентах и их предпочтениях куда больше чем вновь образованное.
Эффективный бизнес-план – это неточное предсказание будущего. Он настраивает на достижение определенных целей. И часто корректируется по мере того, как предприниматель узнает свой бизнес.
Как планировать продажи
Чтобы увеличить объем производства или продаж, нужно начать с планирования. Но не стоит опираться исключительно на показатели прошлых периодов. Это лишь один из шагов. Порядок действий:
- Определение главной цели компании.
- Оценка факторов экономической среды (численность населения, уровень доходов в регионе, конкурентная среда, потребительские вкусы, покупательская способность граждан).
- Оценка потенциала рынка и продаж (максимальное количество товара, которое может быть продано всеми участниками рынка, и ожидаемый доход каждой фирмы).
- Анализ продаж предыдущих периодов.
- Составление прогноза продаж (пессимистичный/оптимистичный вариант).
- Планирование и организация продаж.
- Контроль выполнения планов.
- Мотивация сотрудников.
Способы организации планирования
Способы организации планирования во времени:
- В период стабильности. Например, зная в точности прибыль за три месяца, бизнесмен в плане указывает аналогичную цифру. Сверху прибыли можно накинуть около 30%. Однако, это будет оправдано лишь в случае стабильности.
- Имея представления о фиксированной цифре, которая нужна для поддержания предприятия, в плане указывается сумма, которая покрывает издержки. Если представится возможность для большего заработка – это только пойдет на пользу. Однако, не достигнув нужных показателей, ситуация значительно ухудшится. Поэтому нужно учитывать запланированные и непредвиденные траты.
- Теоретические расчеты. Берется любая цифра и вписывается в план. Однако такой метод часто не оправдывает ожидания. В качестве примера можно обратиться к истории. Печальный опыт Китая, когда после войны партия поставила перед собой задачу выйти на уровень развитых стран за три года, доказывает, что нужно мыслить рационально, а не оптимистично. Несмотря на свои стремления, по истечении срока Китай оказался в худшей ситуации. Чтобы избежать разочарования в размерах прибыли, лучше предостеречь себя от необдуманных действий. Бизнес-планирование подстраховывает от крупных потерь!
Первый метод содержит подводные камни. Во время кризиса или непредвиденной ситуации, расчеты могут оказаться бессильны. Начинающим предпринимателям не стоит останавливаться на этой методике, так как нельзя быть уверенным в перспективах. Оптимальный вариант – метод планирования доходов и расходов.
Бизнес-планирование: секреты успеха
Способность трезво оценивать свои возможности – решающее качество, помогающее в процессе планирования. Что же поможет определить правильность действий?
Если разница между доходом и планом расходится на небольшую величину, то предприниматель на правильном пути. Но в обратном случае стоит задуматься над тем, что произошло несознательное занижение результатов.
Итак, допустим, бизнесмен определился со временем в один год. Возникает вопрос о том, что следует дальше. Специалисты выделяют два основных подхода: «снизу – вверх» и «сверху – вниз».
Суть первого подхода заключается в том, что ожидания в получении дохода исходят из имеющихся ресурсов. Поэтому важно учитывать такие особенности, как количество сотрудников, размер капитала, ассортимент товара.
Второй подход является противоположностью первого. Для начала нужно определиться с желаемым доходом, а затем создавать четкий план для его достижения – привлечение ресурсов, расширение ассортимента, привлечение персонала. Не следует забывать и об осторожности в планировании. Изначально нужно стабилизировать оборот. Позже можно будет думать об его увеличении.
Подводные камни успешного бизнес-плана
Бизнес-план – это один из ключевых документов компании. Зная секреты успешного планирования, предприниматель сможет рассчитывать на деньги инвесторов, избежать материальных и эмоциональных проблем. Нюансы, которые нужно учитывать:
- Оформление. Оно не менее важно, чем содержание. Документ должен быть понятным, легким в применении, функциональным.
- Безопасность. Документ не должен попадать в руки к третьим лицам без вашего согласия. В нем содержится конфиденциальная информация. Даже инвестору во время первой встречи достаточно предоставить сокращенную версию бизнес-плана.
- Ошибки в документах. Их следует избегать. Все финансовые выкладки должны быть рассчитаны правильно.
- Переговоры с инвестором. Поиски денег могут занять много времени. Каждый инвестор желает получать прибыль от своих вложений. Составьте план встреч и четко следуйте срокам. Ваша задача – убедить вторую сторону, что участие в проекте стоит риска.
- Компетентность. Вам придется ее доказывать инвестору. Поможет в этом презентация бизнес-плана. Если чувствуете, что для реализации проекта не хватает опыта, найдите грамотного партнера.