Более 85% россиян пьют чай или кофе каждый день. Магазин с упакованной или развесной продукцией может приносить хороший доход. Единственное требование – товар должен быть качественным. Ведь потребители стали более требовательными. Продажа чая как бизнес имеет ряд преимуществ – стабильный спрос, длительный срок хранения и небольшой первоначальный капитал.
Анализ рынка
Российский рынок чая считается одним из самых крупных в мире. Здесь практически все любят данный напиток. Однако климатические условия страны не способствует массовому выращиванию этой культуры. Сырье, используемое в производстве, закупается на чайных аукционах в Шри-Ланке, Индии, Индонезии, Китае, Вьетнаме и Кении. В РФ производится расфасовка и упаковка переработанного чайного листа.
Последние годы наблюдается снижение объемов производства и импортных поставок чая в страну. Также сократилась его доля в структуре потребления напитков. Причиной является изменение вкусовых пристрастий:
- граждане стали больше употреблять кофе, цикорий и иные напитки;
- свыше 70% потребителей предпочитают пакетированный чай;
- снизились объемы потребления ароматизированных чаев;
- вырос спрос на зеленый чай и его редкие сорта (белый, пуэр, лапсанг сушонг).
Как увеличить продажи чая? Предпринимателям достаточно изучить рынок. Ведущие российские производители:
- Ахмад Ти.
- Май.
- Орими Трейд.
- Сапсан.
- Юнилевер.
На их долю приходится 81% чайного рынка.
Популярные торговые марки
Российский потребитель хорошо знаком с чайной продукцией таких брендов:
- Twinings.
- Celestial Seasonings.
- Tazo.
- Harney & Sons.
- The Republic of Tea.
- Dilmah.
- Lipton.
- Bigelow.
- Yorkshire Tea.
- Tetley.
Из российских торговых марок можно отметить:
- Принцесса Нури (Канди, Гита и Ява), Tess, Greenfield.
- Майский чай, Лисма и Curtis.
- Беседа, Brooke Bond, Lipton.
Стоимость разных сортов чая
Цены по данным сайта expertcen.ru:
Особенности бизнеса
О реальном количестве сортов чая слышали немногие. Еще меньше людей знает, где можно их приобрести. Купить элитный чай можно только в специализированном магазине. Его не найти в обычном торговом центре.
Чайный бизнес подходит для настоящих ценителей напитка. Только такой человек сможет говорить с клиентами на одном языке.
Поиск помещения
Открытие собственного магазина требует крупных вложений в поиск места, ремонт помещения, закупку оборудования, авторский дизайн. Однако такой подход позволит расширить ассортимент сопутствующими товарами, создаст перспективы для роста. Например, в дальнейшем можно открыть небольшое кафе.
Торговая точка в крупном комплексе позволит сэкономить на ремонте и аренде помещения. Для размещения полок, стеллажей, витрин и другого оборудования достаточно подыскать отдел площадью до 8 кв. м. Однако такой вариант накладывает ограничения на расширение торговли. Основное преимущество – высокая проходимость, спонтанные покупки посетителей комплекса.
К бюджетным вариантам также относится продажа чая на рынке или в другом месте. Люди готовы покупать чайную продукцию. Но из-за ограниченной площади желательно предлагать продукцию известных марок.
Если продажа чая будет происходить в отдельном магазине, то площадь помещения должна быть от 15 кв. м. Требования к месту торговли – сухое, проветриваемое, чистое помещение. Для отдела в торговом комплексе важным критерием считается высокая проходимость.
Регистрация предприятия
С чего начать чайный бизнес? Изначально нужно пройти государственную регистрацию. Оптимальный вариант – открыть ИП. Также нужно выбрать систему налогообложения. Доступные варианты – ЕНВД или УСН.
При регистрации розничной продажи чая и предметов для чаепития нужно указать следующие коды ОКВЭД:
- 27.36 – розничная торговля чаем, кофе, какао;
- 27 – прочая розничная торговля пищевыми продуктами;
- 44.2 – розничная торговля различной домашней утварью.
Необходимые документы
Зарегистрировать ИП могут лишь совершеннолетние лица. Предпринимателю нужно подготовить следующие документы:
- Копию паспорта.
- Заявление (форма Р21001).
- Квитанцию об уплате госпошлины.
Примечание. Если документы подаются в электронном виде, то заявитель освобождается от уплаты пошлины.
Подать бумаги можно самостоятельно путем личного обращения в ФНС, по почте или в электронном виде. Также можно обратиться в МФЦ.
Интернет магазин продажи чая
Можно организовать продажу чая и кофе в интернете. Это позволит экономить на зарплате и аренде. Однако интернет-магазин чая потребует вложений в разработку ресурса и дорогостоящую рекламу. К тому же торговать через интернет только в своем городе нерентабельно. Нужно будет организовать доставку по России. Привлекать клиентов придется заниженными ценами или наличием эксклюзивной продукции.
Неплохой вариант – оптовая продажа чая через интернет. Если предприниматель установит приемлемые цены и выгодные условия сотрудничества, то клиенты сами будут находить сайт. Оптовая продажа чая подразумевает использование следующих кодов ОКВЭД:
- 37 – для оптовой торговли чаем, кофе;
- 36.2 – для оптовой торговли кондитерскими изделиями;
- 38 – для прочих пищевых продуктов.
Ассортимент чайной продукции
Правила формирования ассортимента:
- При высоком уровне конкуренции важно предложить большой выбор и эксклюзивные товары на любой вкус.
- Минимальное количество позиций по сортам чая и кофе – 30. Потребителям можно предлагать импортную продукцию и российские травяные чайные напитки. Спрос на них постоянно растет, а закупка стоит недорого.
- База для формирования ассортимента – наиболее популярные сорта для постоянных клиентов. Продажа весового и упакованного чая должна составлять до 80% продукции. Добавлять дорогие сорта нужно осторожно. Можно предложить 5–6 позиций не дороже 2000 руб. за 100 гр.
- Большую часть товара можно предлагать на развес. В качестве дополнения служат подарочные наборы.
- Основные напитки – черный, зеленый и белый чай, травяные и фруктовые смеси. В чайной лавке также можно предлагать разные сорта кофе.
- Сладости и аксессуары украсят магазин и привлекут покупателей.
- Для планирования ассортимента важно уточнить сроки доставки у поставщиков. Если они не превышают двух дней, то закупать большие объемы товара не стоит.
Оборудование для продажи чая и кофе
Преимуществом бизнеса считаются небольшие расходы на оборудование торговой точки. Предпринимателю потребуется:
- Кассовый аппарат (онлайн-касса).
- Электронные весы.
- Витрины для товара, полки, стеллажи.
- Кофемолки (для продажи кофе).
- Стеклянные емкости для хранения весовой чайной продукции.
- Фасовочные пакетики.
- Совочки для набора чая и кофе.
При планировании дегустации и мини-кофейни, где покупатель может заказать чашечку чая (кофе), нужно будет приобрести чайники для заваривания, посуду, столы и стулья.
Расходы и доходы
Средняя стоимость открытия чайной лавки составляет от 500 000 руб. (с учетом первого месяца работы). Базовые издержки:
- Оформление помещения и покупка оборудования – от 130 000 руб.
- Закупка продукции – от 200 000 руб.
Ежемесячные расходы:
- Аренда помещения – около 60 000 руб.;
- Оплата коммунальных платежей – до 10 000 руб.;
- Рекламный бюджет – от 30 000 руб.;
- Производственные расходы и заработная плата – от 50 000 руб.
Расчет рентабельности
Выручка за первый год может достигать 900 000 руб. Как делаются расчеты? Продажа чая и кофе в среднем приносит около 100 000 руб. в месяц. Первые полгода можно брать половину от суммы – 50 000 руб. Расчет общей выручки:
На некоторые сорта чая торговая наценка может достигать 150%. Однако в среднем показатель равен 100%. Поэтому из общей выручки чистая прибыль за первый год составит около 450 000 руб. С учетом ежемесячных расходов на полную окупаемость можно выйти в течение 1 года.
Где найти поставщиков чая
Поставки чая по России осуществляют компании:
- Команда МаксимА. Адрес: Санкт-Петербург ул. Бухарестская, 24 корп. 1, офис 309. Телефон: 8 (812) 448-80-77. E-mail: komandamaksima@inbox.ru. Веб-сайт – kupitchayoptom.ru.
- BestTea. Адрес: Москва, ул. Пермская, 1, стр. 17 (2-й этаж). Телефон: 8 (495) 143-35-16, 8 (495) 143-35-15. E-mail: besttearu@gmail.com. Веб-сайт – besttea.ru.
- ЧаоЧай. Адрес: Москва, ул. Бакунинская, д. 17/28. Телефон: +7 (495) 241-18-42, +7 (800) 200-84-22. E-mail: info@chaochay.ru. Веб-сайт – chaochay.ru.
- Чайная линия. Адрес: Красноярск, ул. Горького, д. 31. Телефон: +7 (950) 777-45-20. E-mail: info@chaline.ru. Веб-сайт – chaline.ru.
- Floristea. Адрес: Республика Крым, Симферополь, ул. Данилова, 43, офис 57. Телефон: +7 (978) 878-03-80, +7 (978) 830-40-20. E-mail: info@floristea.com. Веб-сайт – floristea.com.
- Wintergreen. Адрес: Москва, Волоколамское шоссе, 73. Телефон: +7 (495) 380-19-79. E-mail: info@wintergreen.ru. Веб-сайт – wintergreen.ru.
- Team-leader. Адрес: Москва, ул. Орджоникидзе, д. 11. Телефон: +7 (999) 927-16-99. E–mail: tea-leader@mail.ru. Веб-сайт – tea-leader.ru.
- ЧайСнаб. Адрес: Москва, ул. 2-й Хорошевский проезд, д. 7, корпус 1, офис 523. Телефон: +7 (906) 716‑44-44. E–mail: sales@teapaper.ru. Веб-сайт: teapaper.ru.
- Новика. Адрес: Краснодар, ул. Уральская, д. 75/5, офис 188,189. Телефон: +7 (989) 260-53-01. E–mail: info@teaalizee.ru. Веб-сайт – teaalizee.ru.
- LeoSte. Адрес: Краснодар, ул. Вишняковой, 2. Телефон: +7 (961) 818-99-77. E–mail: leoste1@yandex.ru. Веб-сайт – leoste.ru.
Франшиза по продаже чая и кофе
Бизнес идею по продаже чая можно реализовать с нуля своими силами. Однако предпринимателю предстоит преодолеть множество трудностей. Избежать проблем можно путем покупки франшизы. Основные выгоды – работа под известным брендом, проверенные поставщики, качественные и востребованные сорта чая, готовая стратегия продвижения бизнеса, техническая и юридическая помощь. Открыть магазин по продаже чая по франшизе предлагают:
- РЧК. Веб-сайт – rusteaco.ru. Инвестиции – остров от 100 тыс., магазин от 180 тыс. руб. Паушальный взнос – нет. Роялти – нет. Окупаемость – от 4 месяцев.
- Чайбург. Веб-сайт – chayburg.ru. Инвестиции – от 250 тыс. руб. Паушальный взнос – нет. Роялти – нет. Окупаемость – от 3 месяцев
- Унция. Веб-сайт – chay.info. Инвестиции – от 1,5 млн. руб. Паушальный взнос: город – 3000 евро, магазин – 1000 евро. Роялти – 2, 5 тыс. руб. Окупаемость – 12 месяцев.
- Tea Bet. Инвестиции – 250 тыс. руб. Паушальный взнос – 69 тыс. руб. Роялти – 1 тыс. руб. Окупаемость – 4 месяца.
- Squesito. Веб-сайт – squesito.ru. Инвестиции – 10 000 долл. Паушальный взнос – нет. Роялти – нет. Окупаемость – 3 месяца.
Продажа чая как бизнес отзывы
Начинать любое дело непросто. Многие предприниматели начинали с небольшого чайного магазина, а позже управляли сетью или открывали при торговой точке кафе с баром. Этим людям есть, что сказать новичкам в чайном деле. Истории ведения бизнеса и дельные советы можно найти на тематических форумах:
- не стоит бояться потерять покупателей. Благодаря отличному обслуживанию и вниманию будут появляться новые клиенты. Отличная идея – оборудовать специальную комнату для дегустаций и чайных церемоний (Е. Михеев, Барнаул);
- хорошо расходятся сопутствующие товары (посуда для заваривания, книги подходящей тематики). Чай реализуется и дорогой, и бюджетный, на каждый товар находится свой покупатель (А. Соколов, Брянск);
- сначала продавала чай на развес по договору франчайзинга. Оформила уютную комнату, в которой посетители могли продегустировать напиток. Со временем открыла магазин под своей торговой маркой. Сегодня репутация чайного заведения так высока, что его советуют туристам. Все благодаря любви и преданности своему делу (Л. Николаева, Архангельск).
Плюсы и минусы бизнеса
Преимущества бизнеса по продаже чая:
- Долгий срок хранения продукции.
- Спрос на продукцию не зависит от сезона и кризиса.
- Возможность дополнения ассортимента сопутствующими товарами.
- Перспектива расширения от одной точки до целой сети чайных магазинов.
- Вероятность найти франшизу без вложений и вести бизнес под вывеской известного бренда.
Недостатки бизнеса по продаже чая:
- Высокая конкуренция.
- Влияние курса валют на стоимость продукции.
- На рынке встречаются недобросовестные поставщики чая.
- Бизнес не подходит для небольших городов.
Заключение
Выгодно ли открывать сегодня свой чайный бизнес? Или нет. И для начинающих бизнесменов это дело принесет лишь разочарование. Важно понимать, что получится все, если грамотно подойти к делу, учесть возможные риски и продумать все нюансы. И свои клиенты у вас появятся обязательно.