Личность учителя оказывает глубокое влияние на развитие ребёнка. Социальные функции педагога заключаются в ознакомлении подрастающего поколения с культурным наследием, социальным опытом старших.
Общение со взрослым помогает ребенку установить социальные контакты, познать себя и других, оно может самым непосредственным образом повлиять на особенности и развитие его взаимоотношений со сверстниками. Взрослый – это как образец для подражания, эталон, и во взаимодействиях со сверстниками ребёнок пробует соответствующее взрослому поведение, особые способы общения. Таким образом, в школьном возрасте продолжает доминировать взрослый.
По мнению, Елены Лихач, в развитии личности ребёнка важную роль играет переход с поверхности стихийных детских и семейных групп на поверхность организованных воспитанием коллективов. Такая тема занимает особое место в формировании личности, ведь именно в ней наиболее целенаправленно формируются и закрепляются необходимые обществу социальные установки и модели поведения, приобретаются знания, умения и социальные установки.
Воспитатель детского сада формирует личность ребенка вместе с родителями. Самочувствие дошкольника, положение в группе сверстников, эмоциональный и социальный комфорт могут во многом зависеть от эмоций и оценок, выражаемых педагогом при общении.
Уровень познавательной активности в раннем детстве определяется влиянием окружения ребёнка в течение первых лет жизни, прежде всего в плане общения с окружающими его людьми, в первую очередь со значимыми взрослыми, отношения с которыми определяют отношения ребёнка во внешний мир.
Таким образом взрослый играет роль посредника. Под руководством педагога школьник осваивает новые навыки, умения. И здесь собственная активность детей соотносится с активностью, исходящей от взрослого.
Для правильного развития познавательной деятельности важно видеть и ценить в каждом ребёнке неповторимое, самоценное и свободное, с присущими только ему индивидуальными чертами и особенностями. Потому что это будет способствовать сохранению самооценки ребёнка.