Превышение средней скорости, непристегнутые ремни, разговоры по телефону, и, возможно, отсутствие ОСАГО и талона техосмотра: какие новые нарушения будут фиксировать в 2021 году дорожные камеры
Фото: Дмитрий Феоктистов / ТАСС
Функционал дорожных камер постоянно расширяется: водители все чаще начинают получать штрафы за нарушения ПДД в автоматическом режиме, на которые раньше инспекторы ГИБДД просто не обращали внимания. Например, за езду по размеченным парковочным местам без цели остановки или игнорирование знака «стоп». Уже сейчас дорожные комплексы умеют распознавать гораздо больше административных составов, однако пока эти возможности только тестируют. Рассказываем про самые необычные виды нарушений ПДД, за которые в 2021 году будут прилетать «письма счастья» и способы фиксации таких проступков.
Превышение средней скорости
Многие автомобилисты до сих пор удивляются, когда получают постановления с камер, в которых указано превышение средней скорости на определенном участке. Фиксация происходит, когда водитель, завидев ограничительный знак и дорожную камеру, резко оттормаживается до приемлемой скорости, а после — снова разгоняется. И так до следующих ограничений. Однако если проехать такой отрезок слишком быстро, придет штраф. Размер наказания такой же, как и при «мгновенным» превышении — например, 500 рублей — за +20-40 км/час и т.д.
Фото: Егор Алеев / ТАСС
Камер с таким функционалом на дорогах становится все больше — лидером по их количеству считается Татарстан, где таким способом контролируют более 950 км автомагистралей. В Московской области летом 2020 года работало 68 участков контроля средней скорости общей протяженностью 254 км. При этом пока понятия превышения средней скорости не прописано в КоАП и на этом основании у водителей нередко получается оспорить полученные штрафы в судах. Но скоро спорный момент законодатели могут исправить — внести соответствующие изменения в новый КоАП предложили в Ассоциации производителей и операторов систем распознавания и фотовидеофиксации «Око» и в Минюсте уже рассматривают такую возможность.
Непристегнутые ремни безопасности
Штраф за непристегнутый ремень безопасности составляет 1000 рублей — пристегиваться в автомобиле согласно ПДД обязаны и водители, и пассажиры. Тем не менее, многие это требование игнорируют. Как сообщили Autonews.ru в Центре организации дорожного движения (ЦОДД), чаще всего так поступают таксисты. Чтобы повысить культуру использования ремней, в Москве запустили автоматическую систему фиксации такого нарушения. Нейросети обучили на тысячах примеров изображений, где водители едут без ремней через плечо — такие материалы уходят на обработку в ЦОДД, а затем данные уходят в ГИБДД, где и оформляют постановления.
Фото: Autonews.ru
Пока регионы не рассказывают о желании ввести подобную практику и у себя. Дело в том, что такой функционал стоит дороже, а столь высокий поток транспорта для обеспечения собираемости штрафов может обеспечить только столица. «Не имеет смысла ставить такую камеру там, где за день она зафиксирует 2-3 нарушения, а такого потока, как на МКАД, в других городах России просто нет», — рассказали производители дорожных комплексов в беседе с Autonews.ru. Тем не менее, перспективными регионами в этом плане они назвали Казань и Санкт-Петербург, а также города, где есть трассы с интенсивным потоком движения.
Разговоры по телефону во время движения
За использование мобильного телефона без системы hands-free штрафуют на 1500 рублей. Когда камеры в Москве начали собирать в автоматическом режиме материалы на любителей посидеть в телефоне за рулем, нововведение получило мощную поддержку автомобильного сообщества. Водители сами назвали «залипающих» в соцсетях и мессенджерах большой проблемой на дороге. Тем не менее много вопросов вызвала точность таких фиксаций — ведь камера может спутать телефон с другим компактным прибором черного цвета. Однако, как заверили в ЦОДД, нейросеть научилась определять телефон в руке даже лучше, чем глаз человека. Остальное дело за оператором, который должен обработать полученную информацию.
Фото: Shutterstock
В ЦОДД не ответили прямо, может ли само наличие телефона в руках быть достаточным для оформления штрафа, отправив с этим вопросом в ГИБДД. К примеру, что будет, если просто наговаривать сообщение голосом или смотреть в экран. Однако эксперимент Autonews.ru показал: если просто держать телефон перед собой и не прислонять его к уху, в ЦОДД за такое все-таки не наказывает — штраф мы не получили. Скорее всего, это лишь временная поблажка.
Отсутствие полисов ОСАГО
На протяжении последнего года в Российском союзе автостраховщиков (РСА) заявляли, что готовы к запуску проверок наличия полисов ОСАГО через дорожные камеры по всей стране. В организации рассказывали, что подобные тесты уже проводили в Москве совместно с МВД и ЦОДД: собственникам автомобилей без полисов рассылали уведомления о нарушении с предложением оформить страховку. После тестирования наказывать штрафом в 800 рублей планировалось раз в сутки. Однако до сих пор у специалистов не получается объединить базу данных РСА с информацией о застрахованных автомобилистах с информационной базой ГИБДД.
Фото: Stroi.mos.ru
Источники Autonews.ru, близкие к обеим сторонам-участницам проекта, в начала 2020 года рассказывали, что общая база получается «слишком грязной и выдает огромное количество ошибок». Тем не менее, и у ГИБДД, и у РСА было время на оптимизацию — поэтому в 2021 году вопрос будет более чем актуальным.
Отсутствие талона техосмотра
В марте 2021 года заработают новые правила прохождения обязательного техосмотра. Чтобы получить талон о прохождении ТО и тем самым обеспечить возможность застраховать свой автомобиль, нужно будет не только приехать на сервис, но и пройти процедуру фотографирования автомобиля. Одновременно должны заработать поправки в КоАП, вводящие штраф за управление автомобилем, не прошедшим технический осмотр. Нарушения планируется начать фиксировать с помощью дорожных камер, сверяя госномера с базой данных, но не чаще одного раза в сутки. Сумма штрафа установлена на отметке 2 тыс. рублей.
Фото: Konstantin Kokoshkin / Global Look Press
На пути запуска нововведения стоит схожая проблема, как и с фиксацией отсутствия полисов ОСАГО — необходимо минимизировать ошибки при сверке данных. Однако с учетом намерения властей искоренить «серый техосмотр» без физического присутствия автомобилей на станциях ТО, запуск автоматической фиксации наверняка будет в числе приоритетных тем 2021 года.
Неоплаченный проезд по платным трассам
Камеры теперь будут штрафовать и за неоплату проезда по платным трассам. Планируется синхронизовать запуск платной трассы ЦКАД и появление новых штрафов, которые как раз и позволят администрировать наказание для нарушителей. Штраф за неоплату проезда на легковом автомобиле составит 1,5 тыс. руб., а на грузовом транспорте — 5 тыс. руб.
Фото: vk.com / gkavtodor
Новую систему взимания штрафа протестируют сначала на ЦКАД. Так, если водитель намеренно не оплатит проезд или у него случайно не сработает транспондер, такой нарушитель сначала получит извещение от ГК «Автодор» с суммой долга. Оплатить его можно будет в течение двух месяцев. И только потом нарушителя ждет административный штраф.
Непропуск пешехода
Штраф за непропуск пешеходов — входит в топ-10 самых распространенных среди автомобилистов в Москве и в России в целом. Штрафы с камер приходят по 1500 руб., оплатить их можно со скидкой 50%. И можно предположить, что такого контроля, который требует от водителей не забывать притормаживать перед пешеходными переходами, будет только больше. Так, сейчас перед ГИБДД стоит задача по снижению аварийности и смертности на дорогах, а гибнущие пешеходы под колесами автомобилей остаются серьезной проблемой.
Фото: Mos.ru
Сейчас в Москве работает всего несколько таких камер, но само напоминание о возможности получить «письмо счастья» заставляет водителей внимательнее следить за происходящим на «зебре». Чтобы не получить такой штраф важно помнить разъяснение ГИБДД — обязанность водителя уступить дорогу пешеходу, пересекающему проезжую часть, поставлена в зависимость от необходимости не создавать помех в его движении. Если водитель своими действиями не вынуждает пешехода, имеющего по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость, действия водителя не образуют состав административного правонарушения.