Business is booming.

Статистика вузов России

0 2 116

Основные тенденции в образовании, которые показывает статистика вузов России – это стремление связать теорию с практикой, избежать оторванности обучения от насущных проблем государства.

Статистика вузов России

Зарождение высшего образования в России

Первые академии появились в России в XVII веке. В 1687 году открылась Славяно-греко-латинская академия. При правлении Петра 1 появилась:

  • школа математических и навигационных наук;
  • морская Академия;
  • академический университет при Академии наук.

После смерти Петра возникло Горное училище и Морской кадетский корпус. Основные этапы развития высшего образования:

Год Событие
1755 Образование Московского университета
1861–1870 Предпосылки для женского высшего образования
1863 Лишение женщин возможности получить высшее образование
1878 Высшие женские курсы (Бестужевские)
1886 Закрытие Бестужевских курсов
Конец 19 начало 20 века Возрождение Бестужевских курсов
1804 Устав для гимназий, как заведений, подведомственных университетам
1828 Сословные ограничения для обучения в гимназиях, ликвидация из учебной программы реальных наук: философия, право, политэкономия
1864 Новый устав, разделивший гимназии на классические (с изучением латинского и греческого) и реальные («без языков», но с естественными науками)
1871 Возврат к классическим гимназиям с восьмилетним сроком обучения
1917 Эмиграция и гибель научных кадров, падение высшего образования
1927 Превышены показатели 1914 года по высшему образованию
1929 Уничтожены последние остатки самоуправления в вузах
1932 Образование Всесоюзного комитета по высшему техническому образованию
Первая пятилетка Количество выпускников превысило потребности производства
50–60 годы Расцвет высшего образования в СССР
80 годы Снижение роста выпускников вузов, тенденция в сторону технических специальностей, неготовность студентов, окончивших вуз, к потребностям конкретной профессии
90 годы Окончательный отрыв вузов от реалий экономики и создания инноваций

Университет

Преимущества российского образования

Статистика вузов России говорит о приверженности иностранцев к получению образования в РФ. Граждан других привлекает:

  • качество высшего образования. Несмотря на некоторые недочеты российских вузов, традиции гуманитарного и технического образования держат высокую планку;
  • статистика бюджетных мест в вузах предполагает наличие льгот для иностранцев, что позволяет им учиться бесплатно.
  • финансовая доступность (низкая цена образования). Как показывает статистика вузов России, стоимость обучения в университетах с высоким мировым рейтингом ниже, чем получение образования в очень среднем университете США.
  • стоимость проживания гораздо доступнее, чем в странах Европы или США.

Российские вузы

Сравнительная стоимость обучения в российском и американском университете:

Стоимость обучения за семестр, руб. Проживание в студгородке, руб. Проживание в частном секторе без питания, руб. Примечание
Юго-Восточный университет. Штат Луизиана, город Хамон 199 000 121 000 – 211 000 206 000 Любой курс
Новосибирский государственный университет 75 000 900 15 000 Представлена стоимость обучения по специальностям:

Менеджмент;

Медицина;

Математика;

Направления, которые являются самыми дорогими в НГУ

55 000
45 000
НГУ считается одним из самых лучших университетов России. Он имеет высокий рейтинг среди университетов в мире. Российские вузы отличаются высокой доступностью образования. Каждое учебное заведение дает возможность поступить «на бюджет».

Если в 1990 году иностранцами были интересны инженерно-технические специальности, то есть котировался Строительный вуз, то в современном образовании процент студентов обучающихся инженерно-техническим специальностям упал в 2,5 раза. Интерес для иностранных граждан представляет теперь Театральный вуз, а для жителей ближнего зарубежья престижным считается Таможенный вуз.

Проблемы коррупции в вузах

Еще в советские времена, поступление в вузы связывали с «кумовством», «блатом» или большими деньгами. Но тогда возможности официального платного образования не существовало, и учитывались реальные знания, полученные порой с педагогами из конкретного вуза. Абитуриент, даже имеющий какие-то «выходы», вынужден был проходить предварительную подготовку с преподавательским составом конкретного вуза.

Уровень подготовки был достаточно высок, поэтому абитуриент поступал в институт, вооруженный отличными от других выпускников школ, знаниями. При некоторой усидчивости и доступности программы обучения, студент мог успешно завершить свое образование. Особенно это относилось к гуманитарным факультетам МГУ, где преподавательский состав мог донести материал в столь доступной форме, что даже студент, обладающий средними показателями, вполне справлялся с материалом.

Как только появилось платное образование, возникла коррупция в вузах России. Статистика утверждает, что большинство платных вузов вообще не проводили предварительных испытаний для приема в институт. Каждое высшее учебное заведение именовало себя университетом, имело аккредитацию, но нередко, не давало достойного образования по предлагаемой специальности.

Сегодня вузы заинтересованы в количестве поступивших на платной основе, поэтому проявляют «снисходительность» при приеме, что порой приводит к тому, что студент «вылетает» уже в зимнюю сессию. Родители, заплатившие за учебу порой не понимают, что их «чадо» еще обязано учиться.

Когда ссылаются на пример образования в европейских вузах, где принимают всех, хочется обратить внимание, что эти «все» представляют другой процентный состав от учащихся в школе. Если в российских школах все поступившие получают образование, то в европейских вузах происходит отсев в процессе учебы.

Поступив в университет, и проучившись там положенный срок, некоторые студенты в Европе не получают дипломы, провалив выходные испытания. В России же все ученики оканчивают школу, а если молодой человек попадает в институт и доходит до госэкзаменов, то получение диплома ему гарантировано, вне зависимости от его реальных знаний.

По статистике коррупция в вузах России особенно заметна на бюджетных отделениях. 27% учащихся платят преподавателям за сдачу сессий. Причем большинство случаев связано с прямым вымогательством преподавателями денежных средств.

Студенты сегодня защищены больше чем преподаватели. Как показала статистика судебных дел, жалобы на вуз в прокуратуру, «троллинг» в интернете – обычная практика современных учащихся. Часто имеет место злоупотребление правами, в частности, несправедливое обвинение в некомпетентности преподавателя.

Студенты вуза

Проблемы трудоустройства по окончании вузов

На рисунке представлено соотношение абитуриентов, подавших заявки в государственные вузы и поступивших на обучение. В 2009 году статистика поступающих в вузы и статистика студентов в вузах соотносится как 2:1.

Соотношение абитуриентов

Приоритетными для поступления были государственные вузы:

Процентное соотношение абитуриентов

Как видно на диаграмме, в 2009 году поступление в вузы статистика зафиксировала в соотношении 81% – для государственных вузов и их филиалов, и 19% – для негосударственных вузов.

В советское время не было сложности с трудоустройством после окончания вуза. Тогда имело место распределение, то есть обязательная работа выпускника в течение трех лет в том регионе, где требовались специалисты. Однако студент никогда не знал «в какую глушь его зашлют».

Современное образование не берет на себя обязанности распределения выпускников, поэтому молодые специалисты вынуждены сами трудоустраиваться. Возникают следующие проблемы:

  • руководители предприятий не желают принимать на работу людей без опыта, то есть бывших студентов;
  • в кризисные времена на предприятиях проходят сокращения, и потребность в сотрудниках уменьшается;
  • выпускников не устраивает уровень зарплаты, а работодателей уровень квалификации;
  • несоответствие выпускаемых специальностей запросам рынка. Специальности, которым отдают предпочтение выпускники , статистика вузов России фиксирует в непроизводственных сферах, в то время как в большей части регионов востребованные вакансии находятся в сфере производства.

Ежегодно молодежь выбирает престижные профессии (финансы, бухгалтерский учет, управление на предприятии, экономика), которые «штампуются» вузами увеличенным темпом. В 1913 году в городе Югра статистика трудоустройства выпускников вузов по этим специальностям показала 2,5% безработных молодых специалистов.

Несмотря на высокую потребность в медицинских работниках и педагогах и достаточно массовый выпуск таких специалистов, большой процент занимают выпускники, работающие не по специальности. К ним относятся:

  • 60% медиков и педагогов;
  • 50% инженеров;
  • 30–40%% экономистов и юристов.

Профильные специалисты

Тенденции 2016 года

Статистика вузов России демонстрирует снижение их количества. Если в 2014 году было 2486 заведений, то в 2016 осталось 1450. Эта тенденция будет продолжаться. Существующая статистика трудоустройства выпускников вузов 2016 заставляет задуматься о перспективах получения хорошей должности по окончании вуза:

  • выпускники не готовы к реалиям быстроменяющегося рынка, как правило, они малоценны для работодателя в силу отсутствия опыта;
  • кризис диктует жесткие правила, высокая конкуренция задает стрессовые нагрузки и требует от сотрудника определенных личностных качеств, которые еще недоступны молодому человеку;
  • сам выпускник, нередко, задает высокие требования к зарплате. 50% бывших студентов отказываются от подходящего места из-за низкой ставки.

2016 год отмечен тем, что желающих поступить в вуз после школы стало меньше. Специалисты связывают эту тенденцию с:

  • ухудшением экономической ситуации (не каждый родитель в состоянии оплатить ребенку учебу);
  • серьезным сокращением бюджетных мест в вузах;
  • усложнением ЕГЭ (введение второго, более серьезного теста по математике, требующегося для поступления в специализированные вузы);
  • возможностью избежать сдачи ЕГЭ в случае поступления в техникум, а в дальнейшем – в институт.

Статистика поступления в вузы 2016 имеет склонность к увеличению числа школьников, поступивших в техникум или колледж, по сравнению с вузом. Результаты опросов родителей учеников о выборе места учебы после школы (%):

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016
Техникум, колледж 8 11 19 22 21 21 23
Институт, университет 80 65 58 56 55 55 48
Работа 2 2 1 2 1 1 1
Решение еще не принято 6 15 17 12 17 17 21
Возникло затруднение с ответом 4 7 5 8 6 6 7

Возможность попадания абитуриентов на бюджетные места зависит от их количества в институте, численности льготников, поступающих в текущем году и проходного бала. В 2016 году на 10% было сокращено количество бюджетных мест. Статистика вузов Москвы наглядно демонстрирует проходной бал на бюджетные места в некоторых вузах.

Самый высокий проходной бал был в институте Школа студии им. Немировича-Данченко при МХАТ им. Чехова – 276. Второе место занял МГИМО – 268 баллов. Третье МГУ – 265 баллов.

Перспективы развития высших учебных заведений

Развитие высших учебных заведений движется к своему максимальному сближению со сферой экономики. Происходит сокращение количества вузов, в том числе и путем их слияния. Количество студентов снизится в 2018–2019 гг до 4295,4 тыс. человек. Что является минимумом за прошедшие годы, а подъем планируется к 2029–2030 годам.

Ежегодное сокращение количества вузов основывается на проверках конкретных организаций. Регулярно рассматривается ежегодный отчет о работе вуза. По статистике он должен выделяться среди остальных достойными показателями.

При рассмотрении перспектив учебных заведений изучается статистика выпускников вузов по специальностям, статистика образования в вузах, статистика зарплат вузов. Последние данные очень неутешительны. Высокие зарплаты получают только ректоры и деканы. Ставки кандидатов наук минимальны (около 9000 руб.), путем разных начислений за преподавательскую деятельность и дополнительные часы, зарплата может достичь 25000 руб.

Большое значение для адаптации выпускников к потребностям народного хозяйства имеет степень использования интерактивных технологий в вузе. Статистика вузов России подтверждает пользу таких интерактивных методов обучения как:

  • мозговой штурм;
  • деловой стол;
  • ролевые игры;
  • ситуационный анализ.
Создание федеральных университетов преследует цель достигнуть высокого уровня образовательного процесса на фоне новых технологически и научно-исследовательских разработок. Сегодня существует 10 таких университетов.

29 высших учебных заведений получили статус Национального исследовательского университета. Это связано с созданием базы конкурентоспособных университетов, поддерживающихся государством, проводящих научно-технические разработки и создающие кадры для потребностей российской экономики.

Роль экономического образования

Сегодня международные финансовые институты, в которых принимает участие Россия, требуют присутствия на местах квалифицированных кадров. Как показывает статистика экономических вузов, востребованность образования у абитуриентов только растет.

Самое известное высшее учебное заведение – Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова. Хороших специалистов в этой области дают МГУ, МГИМО и другие финансовые институты. Появившиеся в последние годы социально-экономические институты (МСЭИ, СЭИ) также призваны служить пополнением рядов сотрудников банков и других организаций, которые кратко можно назвать «специализированные кредитно-финансовые институты».

Мировые рейтинги

Статистика количества вузов за рубежом сегодня не представляет особого интереса. Главное, за что бьются мировые университеты – рейтинг. Первые строчки рейтинга (17 позиций) занимают учебные заведения США и Великобритании.

Российским вузам последнее время удалось заявить о себе в мировом рейтинге. Мало, кто за последнее время, смог выставить в рейтинг такое количество вузов в мире. Статистика вузов России за 2016 год показывает, что всего в топ-800 вошло 13 российских заведений, а МГУ поднялся на 161 место.

Сколько вузов расположено в соседних с Россией странах? Количество высших учебных заведений:

Польша Украина Беларусь
500 вузов 916 вузов 59 вузов

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Adblock
detector