Железнодорожный вид транспорта находится на лидирующих позициях по безопасности. Инциденты на линиях городских подземных перевозок пассажиров случаются сравнительно редко, а крупные происшествия еще реже, но если что-то случится – количество жертв может быть очень большим. Статистика аварий в метро периодически показывает прискорбные результаты.
Обстановка в Москве
Первая ветка была запущена в 1935 году. Статистика аварий в метро ведется только с 1974 года, так как по более раннему периоду в свободном доступе информации нет. Сводная таблица аварий в метро:
Дата | Погибшие/ раненные, чел. | Краткое описание |
20.10.1974 | — | Взрыв при проведении технических сварочных работ |
15.04.1979 | — | Сход поезда с рельсов |
12.06.1981 | 7/– | Пожар в вагонах |
17.02.1982 | 8/30 | Неисправности эскалатора |
31.12.1984 | — | Затопление пути |
20.04.1987 | — | Пожар в вагонах |
17.01.1994 | — | |
30–31.03.1994 |
–/4 |
Столкновения и сход поездов с рельсов |
1996 | — | Вагон пробил стену депо |
15.11.2003 | — | Повреждение конструкций тоннелей плывунами |
29.11.2004 | — | Столкновение поездов |
25.05.2005 | — | Неисправность энергосистем, 20 тыс. человек застряли под землей в вагонах |
19.03.2006 | — | Повреждение конструкций тоннеля: столкновение поезда с провалившейся в результате забивных работ сваей |
25.06.2008 |
–/9 |
Сход поезда с рельсов. Из тоннелей было выведено более 800 чел. |
08.07.2008 | — | Повреждение конструкций тоннеля: столкновение поезда с провалившейся в результате забивных работ сваей |
04.06.2010 | — | На участке открытого перегона в результате урагана оказалось дерево |
26.10.2011 | — | Пожар в тоннеле |
15.04.2012 | –/10 | Неисправности эскалатора |
05.05.2013 | –/3 | Пожар в тоннеле. Эвакуировано 300 чел. |
05.06.2013 | –/80 | Пожар в тоннеле. Из тоннелей выведено 5 тыс. чел. |
11.06.2013 | –/14 | Сбой электроснабжения участка, 900 человек просидели в неподвижном составе почти час |
20.09–4.12.2013 | — | Произошло несколько случаев задымления на разных участках и станциях |
21.01.2014 | — | Повреждение конструкций тоннеля на «зеленой» ветке метро: столкновение поезда с провалившейся в результате забивных работ сваей |
15.07.2014 | 24/255 | Сход поезда с рельсов на скорости 70 км/ч на «синей» ветке |
07.03.2016 | — | Пожар в вестибюле станции, отказ оборудования |
08.07.2016 | — | Пожар в административном помещении станции |
22.12.2016 | –/4 | Взрыв баллона газа в вестибюле станции |
Что касается аварий в метро связанных с возгоранием вагонов, то к 1994 году была разработана система автоматического пожаротушения. После этого случаев полного выгорания вагонов больше не фиксировалось. Однако после 2000 года, все чаще начали возникать пожары и другие инциденты в тоннелях и на станциях, вызванные коротким замыканием электрических цепей или неисправностью оборудования. Что является причиной таких частых инцидентов – умалчивается.
Большое количество погибших и пострадавших, в основном из-за того, что инцидент произошел в час пик. В это время наиболее высокий пассажиропоток, поезда переполнены людьми (см. фото выше). Но, это не единственная трагичная авария в метро. В Москве с 1996 по 2010 годы участились случаи террористических актов, в результате которых люди гибнут десятками. Сводная таблица по терактам в метрополитене:
Дата | Погибшие / Раненные, чел | Взрывы в поезде (вагонах) | Взрывы на станциях и в переходах |
08.01.1977 | 8/37 | да | — |
11.06.1996 | 4/14 | да | — |
01.01.1998 | –/3 | — | да |
08.08.2000 | 13/61 | — | да |
05.02.2002 | –/9 | — | да |
06.02.2004 | 42/250 | да | — |
31.08.2004 | 9/50 | — | да |
29.03.2010 | 41/88 | да | да |
В метро скапливается огромные толпы людей в час пик. Если теракт случился в это время – число пострадавших будет огромно. По статистике с 2000 по 2013 годы количество инцидентов, приводящих к задержкам в движении поездов, снизилось с 4928 до 2064 случаев за год.
Обстановка в Санкт-Петербурге
По ряду причин первая ветка открылась в 1955 году. А вот статистика аварий в метро и пострадавших в них людей довольно скудная, несмотря на то, что устройство метрополитена Санкт-Петербурга сложнее, чем в Москве.
Основным «виновником» большинства происшествий является плывун (это текучий водонасыщенный слой грунта, песка). Все известные крупные аварии в метро СПБ с момента начала его строительства случались по причине затопления тоннелей или прорыва плывуна в них.
Впервые петербургские метростроители столкнулись с этой проблемой в 1950, и боролись с ней на разных участках строительства метрополитена вплоть до 1975 года. Сведений о пострадавших за этот промежуток времени нет. Сводная таблица происшествий:
Дата | Погибшие/раненные, чел. | Краткое описание |
04.12.1995 | — | Под воздействием плывуна был затоплен большой участок рабочего тоннеля, снова запустить движение удалось только к 2004 г. |
10.06.1999 | –/7 | Обрушился бетонный козырек у входа на станцию |
20.08.2010 | — | Нарушения в работе энергообеспечения метрополитена |
03.04.2017 | 15/51 | Теракт. Взрыв в вагоне поезда |
Со времен открытия первой ветки и до недавних пор, это был самый безопасный пассажирский транспорт в городе. Но, 3 апреля 2017 года в метрополитене был совершен теракт, который унес жизни 15 человек. Взрыв произошел при движении поезда в тоннеле между станциями. Жертв могло быть больше, однако, машинист не применил экстренное торможение посреди перегона, а доехал до станции, тем самым значительно облегчив спасательные работы. Список пострадавших в аварии в метро был опубликован на сайте МЧС.
Обстановка по России в целом
Метрополитены существуют еще в нескольких городах страны. Статистика аварий в метро здесь складывается из редких незначительных инцидентов:
- Волгоград. Обрыв контактной сети, случившийся 19 апреля 2013 года в подземной части линии Метротрама, заставил пассажиров пешком добираться до станции (до нее состав не доехал всего 50 метров). В этом городе метрополитена как такового нет. Его роль выполняет «скоростной трамвай» (Метротрам). Пути его следования обособлены и независимы от остального уличного дорожного полотна, и преимущественно находятся на поверхности.
- Нижний Новгород. В июне 2013 г. произошло обрушение облицовочной мраморной плитки в вестибюле станции, в результате от осколков пострадали 3 человека.
- Новосибирск. Из-за поломки вагона произошел сбой графика 11 апреля 2016 года.
- Самара. Здесь отсутствует статистика аварий в метро.
- Екатеринбург. Авария на линии электропередач 15 ноября 2016 г. парализовала город. В метрополитене была давка.
- Казань. Здесь 9 февраля 2015 г. произошел перепад напряжения на линии метро, в результате которого аварийной системой было остановлено движение поездов на несколько минут.
Сведений о жертвах нет, в большинстве городов даже нет пострадавших от происшествий. Согласно статистике аварий в метро по регионам России этот вид пассажирских перевозок является наиболее безопасным.
Не думала, что в МЕТРО происходит столько аварий. Было бы интересно увидеть еще статистику самоубийств в метро, где-то читала, что все больше суицидников выбирает подземные пути для лишения себя жизни.
На тему суицидов есть другая работа, но насколько я помню, там отсуствуют данные по поводу самоубийств именно в метро. Можно ознакомится здесь – https://vawilon.ru/statistika-samoubijstv/