«Купить или снять в аренду офис в бизнес-центре?» — вопрос не из легких. У сторонников покупки одни доводы, у приверженцев аренды помещения – другие. Рассмотрим плюсы и минусы обоих вариантов.
Ощущение собственности
Основным плюсом приобретения офисного помещения является независимость. Безусловно, собственник не зависит от настроения арендодателя, его желания поднять арендную ставку, изменить условия договора аренды офиса в бизнес-центре Санкт-Петербурга airportcity.spb.ru или Москвы, внезапно продать помещение и так далее. Собственник всегда может разработать эксклюзивный дизайн, а также произвести отделку офиса по своему вкусу и усмотрению, изменить планировку объекта под свой бизнес без необходимости согласований с наймодателем.
Очевидным доводом в пользу покупки офиса является возможность планирования бизнеса в долгосрочной перспективе и, в частности, отсутствие такого неприятного сюрприза, как расторжение договора аренды офиса в БЦ.
Важным аргументом в пользу приобретения помещения также является репутационная составляющая — владение офисом повышает авторитет компании в глазах инвесторов и партнеров. Владельцу коммерческого помещения легче получить банковский кредит на развитие бизнеса, используя собственный офис в качестве предмета залога.
Основной аргумент против покупки офиса – необходимость иметь достаточный объем свободных средств. Как правило, всегда можно взять банковский кредит на приобретение, но не более 70% от стоимости объекта. Оставшиеся 30% необходимо вложить из собственных средств либо изъять их из оборота, что не всегда выполнимо для небольших компаний или малого бизнеса.
Также при покупке офиса нужно учесть дополнительную статью расходов на ремонт помещения, его модернизацию или перепланировку под собственные цели. Ежемесячные эксплуатационные расходы на содержание объекта в должном состоянии, ежегодно индексируемые налоги, и коммунальные платежи в том числе, полностью ложатся на собственника с момента покупки офиса.
По мнению экспертов, покупка офиса целесообразна, если арендатор имеет достаточно доходный бизнес и покупает приносящее прибыль помещение, которое непосредственно арендовал до этого. Но и в этом варианте есть риск возникновения по соседству более успешного конкурента, с появлением которого собственный бизнес срочно придется переносить в другую локацию. При этом продать офисное помещение окажется куда сложнее, нежели расторгнуть договор аренды офиса в БЦ.
Аренда: снижение рисков
К условным минусам аренды офисного помещения относят зависимость арендатора от настроений собственника объекта, хотя, как отмечают эксперты, рынок коммерческой недвижимости не так подвержен этой зависимости по сравнению с жилыми объектами, все зависит от условий договора аренды. Если документ составлен грамотно: прописан срок договора, фиксированный размер арендной ставки, сроки платежа, условия его возможного повышения, штрафные санкции и условия расторжения договора, аренда офисного помещения не принесет дискомфорта.
Плюсом аренды помещения в бизнес-центре является высокая мобильность арендатора и высвобождение средств на развитие бизнеса. В случае, если бизнес зависит от расположения объекта, в частности от потока определенных клиентов, локацию офиса всегда можно сменить на новую и улучшить дела, если по какой-то причине местоположение перестало устраивать, и поток клиентов снизился.
Бизнес-новичкам эксперты рекомендуют для начала арендовать помещение – в целях минимизации собственных вложений и рисков. Это позволит высвободить средства на развитие компании, придание ей мобильности. При успешном росте бизнеса всегда можно будет выбрать более топовый сегмент аренды коммерческих площадей, как, например, найм офиса класса А в респектабельном деловом центре МФК «АЭРОПОРТСИТИ Санкт-Петербург», либо рассмотреть приобретение офисного помещения в собственность