Термин «айдентика» буквально обозначает идентичность. Фирменная айдентика отвечает за узнаваемость бренда, выделяет торговую марку на фоне конкурентов, улучшает уровень коммуникации с потребителем. Айдентика бренда необходима бизнесу, работающему в высококонкурентной среде. Она помогает аудитории запоминать торговую марку, что благоприятно сказывается на продаже услуг или товаров.
Упор – на пять чувств
Эффективность айдентики объясняется тем, что этот маркетинговый инструмент обращается к пяти чувствам человека. В продвижении торговой марки задействованы:
-
Зрение. К визуальной составляющей айдентики относятся логотипы, фото- и видеоматериалы, цветовые решения, а также наименование марки, слоганы, рекламные тексты и так далее.
-
Обоняние. Ароматика – верный путь к вершинам узнаваемости. Запахи прочно связываются с образом бренда в сознании потребителя, вызывая нужные ассоциации. Яркий пример – аромат дубовой древесины в салонах премиальных автомобилей Porsche, который появляется из-за специальной пропитки кожаной обивки.
-
Слух. В рамках айдентики бренды стараются использовать уникальные звуки, которые, в итоге, начинают ассоциироваться у потребителя с торговой маркой. Например, фразы «Мммм, Данон», «Volkswagen das Auto», или подборка музыки в фирменных магазинах, ориентированная на целевую аудиторию бренда (молодежная, классическая и прочее).
-
Осязание. Воздействие на покупателя обеспечивается тактильным контактом, например, с упаковкой. Так, дорогие бренды упаковывают свои товары в оберточную бумагу с шелковистой поверхностью или бархатные коробки, чтобы подчеркнуть статусность покупки.
-
Вкус. В повышении узнаваемости бренда можно использовать вкусовые ассоциации. Пример – мясные шарики в сладком соусе, которые подаются только в точках питания IKEA.
В зависимости от сферы применения брендовых товаров и услуг, перечень задействованных в айдентике чувств может разниться. Наиболее часто в рекламных кампаниях встречается использование зрения и слуха.
Базовые элементы
Идентичность бренда в глазах аудитории достигается за счет взаимодействия всех элементов рекламных кампаний. Основу айдентики составляют:
-
Логотип.
-
Корпоративные цвета и шрифты.
-
Повторяющиеся элементы (паттерны).
-
Фирменные иллюстрации и пиктограммы.
Также в этот список можно включить анимированных персонажей или реальных людей, выступающих в качестве «лица» бренда.
Комплексное взаимодействие базовых элементов формирует в сознании потребителя объемный образ бренда. Это дает следующий эффект: даже наблюдая в будущем только отдельные элементы, аудитория все равно связывает их с брендом. Иными словами, если потребителю демонстрируют баннер в корпоративных цветах и с узнаваемым шрифтом, но без логотипа, бренд будет узнаваем.
При создании айдентики есть масса нюансов, связанных с реакцией аудитории на те или иные элементы. Например, считается, что типографские шрифты с засечками (так называемые, антиквенные) вызывают ассоциации с утонченностью и изысканностью, а шрифты без засечек (гротескные) воспринимаются потребителями, как признак технологичности и новаторства.
При выборе корпоративного цвета следует учитывать менталитет потребителей, который зависит от страны проживания. Так, в России белый цвет ассоциируется с торжествами, а в Японии – с трауром. Международным цветом считается оранжевый. Во всех культурах он несет только позитивную смысловую нагрузку.
Подобных тонкостей при формировании айдентики очень много. Поэтому разработку стратегии идентичности бренда следует доверять профессионалам, имеющим большой опыт и обширное портфолио готовых проектов.