Основные тенденции в образовании, которые показывает статистика вузов России – это стремление связать теорию с практикой, избежать оторванности обучения от насущных проблем государства.
Зарождение высшего образования в России
Первые академии появились в России в XVII веке. В 1687 году открылась Славяно-греко-латинская академия. При правлении Петра 1 появилась:
- школа математических и навигационных наук;
- морская Академия;
- академический университет при Академии наук.
После смерти Петра возникло Горное училище и Морской кадетский корпус. Основные этапы развития высшего образования:
Год | Событие |
1755 | Образование Московского университета |
1861–1870 | Предпосылки для женского высшего образования |
1863 | Лишение женщин возможности получить высшее образование |
1878 | Высшие женские курсы (Бестужевские) |
1886 | Закрытие Бестужевских курсов |
Конец 19 начало 20 века | Возрождение Бестужевских курсов |
1804 | Устав для гимназий, как заведений, подведомственных университетам |
1828 | Сословные ограничения для обучения в гимназиях, ликвидация из учебной программы реальных наук: философия, право, политэкономия |
1864 | Новый устав, разделивший гимназии на классические (с изучением латинского и греческого) и реальные («без языков», но с естественными науками) |
1871 | Возврат к классическим гимназиям с восьмилетним сроком обучения |
1917 | Эмиграция и гибель научных кадров, падение высшего образования |
1927 | Превышены показатели 1914 года по высшему образованию |
1929 | Уничтожены последние остатки самоуправления в вузах |
1932 | Образование Всесоюзного комитета по высшему техническому образованию |
Первая пятилетка | Количество выпускников превысило потребности производства |
50–60 годы | Расцвет высшего образования в СССР |
80 годы | Снижение роста выпускников вузов, тенденция в сторону технических специальностей, неготовность студентов, окончивших вуз, к потребностям конкретной профессии |
90 годы | Окончательный отрыв вузов от реалий экономики и создания инноваций |
Преимущества российского образования
Статистика вузов России говорит о приверженности иностранцев к получению образования в РФ. Граждан других привлекает:
- качество высшего образования. Несмотря на некоторые недочеты российских вузов, традиции гуманитарного и технического образования держат высокую планку;
- статистика бюджетных мест в вузах предполагает наличие льгот для иностранцев, что позволяет им учиться бесплатно.
- финансовая доступность (низкая цена образования). Как показывает статистика вузов России, стоимость обучения в университетах с высоким мировым рейтингом ниже, чем получение образования в очень среднем университете США.
- стоимость проживания гораздо доступнее, чем в странах Европы или США.
Сравнительная стоимость обучения в российском и американском университете:
Стоимость обучения за семестр, руб. | Проживание в студгородке, руб. | Проживание в частном секторе без питания, руб. | Примечание | |
Юго-Восточный университет. Штат Луизиана, город Хамон | 199 000 | 121 000 – 211 000 | 206 000 | Любой курс |
Новосибирский государственный университет | 75 000 | 900 | 15 000 | Представлена стоимость обучения по специальностям:
Менеджмент; Медицина; Математика; Направления, которые являются самыми дорогими в НГУ |
55 000 | ||||
45 000 |
Если в 1990 году иностранцами были интересны инженерно-технические специальности, то есть котировался Строительный вуз, то в современном образовании процент студентов обучающихся инженерно-техническим специальностям упал в 2,5 раза. Интерес для иностранных граждан представляет теперь Театральный вуз, а для жителей ближнего зарубежья престижным считается Таможенный вуз.
Проблемы коррупции в вузах
Еще в советские времена, поступление в вузы связывали с «кумовством», «блатом» или большими деньгами. Но тогда возможности официального платного образования не существовало, и учитывались реальные знания, полученные порой с педагогами из конкретного вуза. Абитуриент, даже имеющий какие-то «выходы», вынужден был проходить предварительную подготовку с преподавательским составом конкретного вуза.
Уровень подготовки был достаточно высок, поэтому абитуриент поступал в институт, вооруженный отличными от других выпускников школ, знаниями. При некоторой усидчивости и доступности программы обучения, студент мог успешно завершить свое образование. Особенно это относилось к гуманитарным факультетам МГУ, где преподавательский состав мог донести материал в столь доступной форме, что даже студент, обладающий средними показателями, вполне справлялся с материалом.
Как только появилось платное образование, возникла коррупция в вузах России. Статистика утверждает, что большинство платных вузов вообще не проводили предварительных испытаний для приема в институт. Каждое высшее учебное заведение именовало себя университетом, имело аккредитацию, но нередко, не давало достойного образования по предлагаемой специальности.
Сегодня вузы заинтересованы в количестве поступивших на платной основе, поэтому проявляют «снисходительность» при приеме, что порой приводит к тому, что студент «вылетает» уже в зимнюю сессию. Родители, заплатившие за учебу порой не понимают, что их «чадо» еще обязано учиться.
Когда ссылаются на пример образования в европейских вузах, где принимают всех, хочется обратить внимание, что эти «все» представляют другой процентный состав от учащихся в школе. Если в российских школах все поступившие получают образование, то в европейских вузах происходит отсев в процессе учебы.
Поступив в университет, и проучившись там положенный срок, некоторые студенты в Европе не получают дипломы, провалив выходные испытания. В России же все ученики оканчивают школу, а если молодой человек попадает в институт и доходит до госэкзаменов, то получение диплома ему гарантировано, вне зависимости от его реальных знаний.
По статистике коррупция в вузах России особенно заметна на бюджетных отделениях. 27% учащихся платят преподавателям за сдачу сессий. Причем большинство случаев связано с прямым вымогательством преподавателями денежных средств.
Студенты сегодня защищены больше чем преподаватели. Как показала статистика судебных дел, жалобы на вуз в прокуратуру, «троллинг» в интернете – обычная практика современных учащихся. Часто имеет место злоупотребление правами, в частности, несправедливое обвинение в некомпетентности преподавателя.
Проблемы трудоустройства по окончании вузов
На рисунке представлено соотношение абитуриентов, подавших заявки в государственные вузы и поступивших на обучение. В 2009 году статистика поступающих в вузы и статистика студентов в вузах соотносится как 2:1.
Приоритетными для поступления были государственные вузы:
Как видно на диаграмме, в 2009 году поступление в вузы статистика зафиксировала в соотношении 81% – для государственных вузов и их филиалов, и 19% – для негосударственных вузов.
Современное образование не берет на себя обязанности распределения выпускников, поэтому молодые специалисты вынуждены сами трудоустраиваться. Возникают следующие проблемы:
- руководители предприятий не желают принимать на работу людей без опыта, то есть бывших студентов;
- в кризисные времена на предприятиях проходят сокращения, и потребность в сотрудниках уменьшается;
- выпускников не устраивает уровень зарплаты, а работодателей уровень квалификации;
- несоответствие выпускаемых специальностей запросам рынка. Специальности, которым отдают предпочтение выпускники , статистика вузов России фиксирует в непроизводственных сферах, в то время как в большей части регионов востребованные вакансии находятся в сфере производства.
Ежегодно молодежь выбирает престижные профессии (финансы, бухгалтерский учет, управление на предприятии, экономика), которые «штампуются» вузами увеличенным темпом. В 1913 году в городе Югра статистика трудоустройства выпускников вузов по этим специальностям показала 2,5% безработных молодых специалистов.
Несмотря на высокую потребность в медицинских работниках и педагогах и достаточно массовый выпуск таких специалистов, большой процент занимают выпускники, работающие не по специальности. К ним относятся:
- 60% медиков и педагогов;
- 50% инженеров;
- 30–40%% экономистов и юристов.
Тенденции 2016 года
Статистика вузов России демонстрирует снижение их количества. Если в 2014 году было 2486 заведений, то в 2016 осталось 1450. Эта тенденция будет продолжаться. Существующая статистика трудоустройства выпускников вузов 2016 заставляет задуматься о перспективах получения хорошей должности по окончании вуза:
- выпускники не готовы к реалиям быстроменяющегося рынка, как правило, они малоценны для работодателя в силу отсутствия опыта;
- кризис диктует жесткие правила, высокая конкуренция задает стрессовые нагрузки и требует от сотрудника определенных личностных качеств, которые еще недоступны молодому человеку;
- сам выпускник, нередко, задает высокие требования к зарплате. 50% бывших студентов отказываются от подходящего места из-за низкой ставки.
2016 год отмечен тем, что желающих поступить в вуз после школы стало меньше. Специалисты связывают эту тенденцию с:
- ухудшением экономической ситуации (не каждый родитель в состоянии оплатить ребенку учебу);
- серьезным сокращением бюджетных мест в вузах;
- усложнением ЕГЭ (введение второго, более серьезного теста по математике, требующегося для поступления в специализированные вузы);
- возможностью избежать сдачи ЕГЭ в случае поступления в техникум, а в дальнейшем – в институт.
Статистика поступления в вузы 2016 имеет склонность к увеличению числа школьников, поступивших в техникум или колледж, по сравнению с вузом. Результаты опросов родителей учеников о выборе места учебы после школы (%):
2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | |
Техникум, колледж | 8 | 11 | 19 | 22 | 21 | 21 | 23 |
Институт, университет | 80 | 65 | 58 | 56 | 55 | 55 | 48 |
Работа | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 |
Решение еще не принято | 6 | 15 | 17 | 12 | 17 | 17 | 21 |
Возникло затруднение с ответом | 4 | 7 | 5 | 8 | 6 | 6 | 7 |
Возможность попадания абитуриентов на бюджетные места зависит от их количества в институте, численности льготников, поступающих в текущем году и проходного бала. В 2016 году на 10% было сокращено количество бюджетных мест. Статистика вузов Москвы наглядно демонстрирует проходной бал на бюджетные места в некоторых вузах.
Перспективы развития высших учебных заведений
Развитие высших учебных заведений движется к своему максимальному сближению со сферой экономики. Происходит сокращение количества вузов, в том числе и путем их слияния. Количество студентов снизится в 2018–2019 гг до 4295,4 тыс. человек. Что является минимумом за прошедшие годы, а подъем планируется к 2029–2030 годам.
Ежегодное сокращение количества вузов основывается на проверках конкретных организаций. Регулярно рассматривается ежегодный отчет о работе вуза. По статистике он должен выделяться среди остальных достойными показателями.
При рассмотрении перспектив учебных заведений изучается статистика выпускников вузов по специальностям, статистика образования в вузах, статистика зарплат вузов. Последние данные очень неутешительны. Высокие зарплаты получают только ректоры и деканы. Ставки кандидатов наук минимальны (около 9000 руб.), путем разных начислений за преподавательскую деятельность и дополнительные часы, зарплата может достичь 25000 руб.
Большое значение для адаптации выпускников к потребностям народного хозяйства имеет степень использования интерактивных технологий в вузе. Статистика вузов России подтверждает пользу таких интерактивных методов обучения как:
- мозговой штурм;
- деловой стол;
- ролевые игры;
- ситуационный анализ.
29 высших учебных заведений получили статус Национального исследовательского университета. Это связано с созданием базы конкурентоспособных университетов, поддерживающихся государством, проводящих научно-технические разработки и создающие кадры для потребностей российской экономики.
Роль экономического образования
Сегодня международные финансовые институты, в которых принимает участие Россия, требуют присутствия на местах квалифицированных кадров. Как показывает статистика экономических вузов, востребованность образования у абитуриентов только растет.
Самое известное высшее учебное заведение – Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова. Хороших специалистов в этой области дают МГУ, МГИМО и другие финансовые институты. Появившиеся в последние годы социально-экономические институты (МСЭИ, СЭИ) также призваны служить пополнением рядов сотрудников банков и других организаций, которые кратко можно назвать «специализированные кредитно-финансовые институты».
Мировые рейтинги
Статистика количества вузов за рубежом сегодня не представляет особого интереса. Главное, за что бьются мировые университеты – рейтинг. Первые строчки рейтинга (17 позиций) занимают учебные заведения США и Великобритании.
Российским вузам последнее время удалось заявить о себе в мировом рейтинге. Мало, кто за последнее время, смог выставить в рейтинг такое количество вузов в мире. Статистика вузов России за 2016 год показывает, что всего в топ-800 вошло 13 российских заведений, а МГУ поднялся на 161 место.
Сколько вузов расположено в соседних с Россией странах? Количество высших учебных заведений:
Польша | Украина | Беларусь |
500 вузов | 916 вузов | 59 вузов |