Торговля считается одним из древнейших занятий человечества. Сегодня существует множество форм и способов ее проявления. Уровень конкуренции среди владельцев магазинов чрезвычайно высок. Статистика магазинов позволяет проводить анализ рынка товаров, отслеживать объемы продаж по месяцам и разрабатывать стратегию продвижения собственной торговой площадки.
Виды торговли
Торговля может быть внутренней и внешней (международной). Второй вариант подразумевает торговые взаимоотношения между странами. Внешняя торговля включает импорт, экспорт и транзитные поставки. Также торговля бывает оптовой и розничной. Оптовая торговля подразумевает поставки крупных партий товаров для дальнейшего распространения через розничные магазины.
Торговые площадки
Торговые предприятия принято разделять между собой по определенным признакам. Статистика магазинов в России подразделяет их в зависимости от специализации:
- Универсальные. Считаются самыми удобными для потребителя. В них продаются все основные продовольственные и непродовольственные товары.
- Комбинированные. Сочетают несколько связанных групп товаров.
- Специализированные. Магазины предоставляют расширенный ассортимент и оказывают дополнительные услуги, связанные с товаром. Например, торговый комплекс «Митинский радиорынок» в Москве.
- Узкоспециализированные. Занимаются продажей одной подгруппы товаров.
- Смешанные. Торгуют ограниченным количеством товаров из различных групп, не связанных между собой.
Также магазины делятся по стоимости товаров – элитные, средней ценовой категории, с низкой ценой. Дополнительным критерием является размер торговой площадки:
Населенный пункт | Город | Село |
Малый | 259 кв. м | 100 кв. м |
Средний | 251–1000 кв. м | 101–400 кв. м |
Большой | 1001–3500 кв. м | 401–1000 кв. м |
Очень большой | свыше 3500 кв. м | свыше 1000 кв. м |
Формат магазинов
По форматному признаку статистика магазинов выделяет:
- Дискаунтеры. Сюда относятся универмаги эконом-класса. Цена ниже чем у конкурентов за счет минимализма в подборе оборудования и отделки, малой численности сотрудников и расположения не в самых престижных районах. Ассортимент товара не превышает 1,1 тыс. наименований. Площадь помещения составляет около 800 кв. м. Магазины дискаунтеры – Пятерочка, Копейка, Магнит, Эльдорадо.
- Супермаркеты. На непродовольственные товары приходится 10% потребительской корзины, на продукты питания – 90%. Площадь помещения – 1000–3000 кв. м. Отечественные супермаркеты – сеть «Перекресток». Супермаркеты США – Publix Super Markets, Wegmans, Trader Joe’s.
- Гипермаркеты. Работают по принципу «One-stop-shopping». В переводе «все покупки в одном шаге». Ключевое условие – высокий уровень сервиса. Ассортимент – около 80 тыс. товаров. Площадь торговых залов – до 24 тыс. кв. м. Отечественные супермаркеты – Карусель, Лента, О’КЕЙ.
- Мини-маркеты. Статистика магазинов относит их к категории «В шаговой доступности». Около 60% ассортимента продукции входит в список еженедельного потребления. Мини-маркеты обычно размещают в спальных районах. Площадь помещений – от 40 до 60 кв. м.
- Бутики. Статистика магазинов относит их к элитной категории предприятий. Бутики специализируются на продажах модных и эксклюзивных товаров. Ассортимент магазинов не превышает 5 тыс. наименований. Дизайн магазинов тщательно прорабатывается. Площадь бутиков – от 100 до 500 кв. м.
- Каскеты (Casekit). Представляют собой что-то среднее между обычным магазином и бутиком. Каскеты специализируются на продаже модных сумок, аксессуаров, нижнего белья. Торговые площадки очень популярны в Европе.
- Дрогери (Drogerie). Магазины специализируются на товарах, которые не требуют специальных условий хранения. Площадь помещений – от 100 до 300 кв. м. Дрогери работают от оборота, а не от наценки. Так как предлагают непищевую продукцию повседневного спроса (средства гигиены, бытовая химия).
- Дьюти-фри. Представляют собой магазины беспошлинной торговли. Они обычно располагаются в таможенных зонах аэропортов или на пропускных пунктах между государствами.
Сетевой ритейл
Розничная торговая сеть представляет собой комплекс предприятий, расположенных в пределах определенной территории. Функции сетевого ритейла:
- предпродажная подготовка товаров, включающая логистические услуги, сортировку и хранение продукции;
- продажа товаров;
- финансовая деятельность и отчетность;
- связанные с торговлей риски;
- изучение рынка;
- рекламная деятельность.
Торговые сети бывают глобальными, федеральными и локальными. Глобальные сети отличаются от остальных тем, что охватывают сразу несколько стран. Крупнейшие представители – IKEA, C&C, Metro, Ашан.
Локальные сети работают исключительно в населенных пунктах одного ФО. Например, «Азбука Вкуса» или «Сезон».
Мелкорозничные торговые сети и рынки
Мелкорозничная торговля подразумевает продажу продовольственных и непродовольственных товаров, не требующих специальных условий хранения. Принцип работы розничной торговой сети:
Сегодня в городах наблюдается тенденция объединения различных палаток и киосков под одной крышей. Организаторы создают более крупные объекты, такие как павильоны и мини-рынки. Классификация рынков по их специализации:
- Универсальные рынки.
- Вещевые рынки.
- Продовольственные рынки.
- Специализированные рынки.
- Блошиные рынки (барахолки).
Проблемы с воровством
Проблема магазинных краж остро стоит перед владельцами и персоналом всех торговых предприятий. Статистика магазинов показывает, что воровство приводит ежегодно к потере до 15% прибыли. Каждый одиннадцатый потребитель, хотя бы раз не заплатил за покупку. Виды магазинных воров:
- Клептоманы. Они могут воровать без всякой цели, не выбирая что-то конкретное.
- Экстремалы. Граждане занимаются воровством не от голода или бедности, а ради спортивного интереса. Обычно они действуют по схеме «Отвлекающая покупка», т. е. оплачивают часть приобретенного товара.
- Профессионалы. Они тщательно планируют мероприятие и забирают самые дорогие вещи, которые подходят для перепродажи.
Для борьбы с кражами в магазинах необходимо использовать технические средства (видеонаблюдение, радиочастотные датчики, детекторы) или службу безопасности. Также рекомендуется усиливать бдительность продавцов.
Статистика наказаний за кражу в магазине формируется на основании ст.7.27 КоАП РФ. Ответственность за мелкое хищение:
- штраф;
- арест до 15 суток;
- обязательные работы до 120 часов;
Размеры штрафов, сроки ареста или принудительного труда зависят от стоимости украденного имущества.
Интернет-магазины
Самой распространенной формой электронной торговли являются онлайн площадки. Статистика интернет-магазинов выделяет основные преимущества данного способа торговли:
- более широкий ассортимент товаров;
- расширенный объем информации о продукции;
- возможность индивидуального подхода к клиентам;
- легче проводить маркетинговые исследования;
- отсутствует необходимость в аренде торговых площадей и складов;
- сокращение численности персонала для обслуживания покупателей;
- низкие цены;
- посещение магазина доступно в любой день недели;
- покупки совершаются дома или в любом другом месте.
Статистика магазинов выделяет основные недостатки электронной торговли:
- не всегда удобная форма доставки товаров;
- невозможно забрать продукцию сразу после покупки;
- нельзя примерить вещи или проверить работоспособность изделия;
- нет прямого общения продавца с покупателем;
- необходимость регистрации на сайте магазина;
- периодически завышенная стоимость доставки;
- неудобная система оплаты в отдельных магазинах;
- часто товары отсутствуют на складе.
Классификация интернет площадок
Статистика магазинов подразделяет коммерческие сайты по следующим признакам:
- Тип платформы.
- Ассортимент товара.
- Способ получения прибыли.
- Вид товара.
- География.
- Объем продаж.
- Категория товаров.
Internet-магазины создаются на собственной CMS, бесплатной open source CMS или на платной SaaS-платформе. Каждая модель имеет плюсы и минусы. Первый вариант позволяет разрабатывать уникальный дизайн и удобный в управлении сайт. Однако потребуется лицензия.
Второй вариант позволяет сэкономить на создании, но придется смириться с ограниченным функционалом и искать дополнительные модули. Техподдержка также отсутствует.
SaaS-платформа – готовый к использованию магазин, имеющий грамотную техподдержку и своевременное обновление. Единственный недостаток – ежемесячные платежи и несколько ограниченный функционал.
Статистика магазинов делит их в зависимости от ассортимента на специализированные (торговля автозапчастями) и супермаркеты (Юлмарт). Способы получения доходов:
- реализация товаров;
- использование партнерских программ;
- продажи информации.
В зависимости от вида товаров магазины делятся на нишевые, брендовые и смешанные. По географическому признаку они могут быть региональными, национальными и международными.
В зависимости от объемов продаж магазины бывают оптовыми и розничными. По категории товаров количество видов онлайн площадок безгранично. Например, книжный магазин или специализирующийся на электронике.
Онлайн-торговля в России
Сколько людей пользуется интернетом в России? В 2016 году количество онлайн пользователей составляло 84 млн. человек. Из них 56 млн. входят в интернет через мобильные устройства. Каждый интернет пользователь является потенциальным покупателем. Статистика интернет-магазинов России показывает, что на долю онлайн торговли приходится 36% цифровой экономики.
Руководитель школы бизнес-информатики Ф. Ю. Вирин в своем докладе «Интернет-торговля в России 2017. Цифры и факты» представил следующие цифры:
- статистика продаж интернет-магазинов зафиксировала двукратное увеличение показателей по сравнению с 2014 годом;
- молодые люди в возрасте до 25 лет большинство покупок совершают при помощи смартфонов;
- экспорт розничных продаж вырос за год на 32%;
- около 69% всех продаж приходятся на магазины, вошедшие в ТОП-100;
- самые высокие показатели имеют те магазины, которые смогли обеспечить доставку товаров на следующий день после покупки.
Статистика заказов в интернет-магазинах по регионам:
Статистика покупок в интернет-магазинах за 2017 год зафиксировала рост:
- входящих международных товарных отправлений на 49%;
- заказов внутреннего рынка на 8%.
Статистика интернет-магазинов демонстрирует развитие электронной торговли с 2010 по 2017 год:
Статистика покупок в магазинах позволяет определить средний чек в онлайн торговле:
- на внутреннем рынке – 5 370 руб.;
- на трансграничном рынке – 3400 руб., отправления 1170 руб.
Что покупают в интернет-магазинах по статистике? Внутри страны и на трансграничном рынке наиболее востребованы:
Однако существуют и сдерживающие факторы. Сюда относятся:
- проблемы с юридической стороной онлайн-торговли лекарствами и алкогольной продукцией;
- правовые моменты при продаже ювелирных изделий и пищевых продуктов;
- завышенная стоимость эквайринга для онлайн-коммерции.
Выбор ниши
При составлении бизнес-плана нужно ответить на следующие вопросы – что лучше продавать в интернет магазине, на кого стоит ориентироваться и что делает продукт привлекательным для людей? Статистика продаж магазинов позволяет составить список наиболее востребованных товаров. Сюда входит:
- Электроника и мелкая бытовая техника.
- Ноутбуки и комплектующие.
- Мобильные телефоны, смартфоны.
- Парфюмерия и косметика.
- Детские товары.
- Программное обеспечение.
- Предметы одежды.
- Все виды билетов.
- Бытовая техника.
Статистика посещений магазинов в интернете демонстрирует распределение покупателей по полу и возрасту:
На предпочтения покупателей влияют следующие факторы:
- цена и наличие скидок. Статистика цен в магазинах показывает, что чем дешевле товары, тем выше посещаемость торговой площадки;
- универсальность товара. Он должен быть доступным всем возрастным группам подходить мужчинам и женщинам;
- мода.
Посредники для зарубежных покупок
Посредниками считаются организации, которые стали промежуточным элементом между заграничным магазином и покупателем. Потребителя оказывают следующие услуги:
- сопровождение купленного товара;
- организацию доставки;
- решение проблем с оплатой;
- упаковка продукции;
- решение вопросов с таможней;
- хранение товара на складах;
- возможность покупки в обычном магазине.
Чтобы не стать жертвой мошенников, следует пользоваться услугами проверенных временем организаций.
Рейтинг компаний посредников формируется путем сравнения стоимости доставки и сроков ее осуществления, количества предлагаемых услуг, способов оплаты. Ниже представлен список лучших компаний:
Магазины приложений
Сегодня огромное количество людей пользуется смартфонами и планшетами. В результате появляются новые магазины приложений. Статистика магазинов приложений определила лидеров рынка – Google Play и Яндекс. Маркет. Конкурентам пока трудно соперничать с ними по количеству предлагаемых товаров. Однако в мини маркетах периодически бывают интересные скидки или акции. Их используют для привлечения клиентов.
Отдельно стоит обратить внимание на Mobogenie. Пользователям доступны функции менеджера загрузок, варианты управления телефоном и музыкальными файлами формата mp3, работа в социальных сетях.
Не менее интересным магазином приложений является Opera Mobile Store. Он работает непосредственно в браузере и предлагает различный софт для 7 тыс. моделей смартфонов и планшетов.
Социальные сети предлагают свои приложения. Например, «В контакте» позволяет пользователям торговать через свои страницы. В Инстаграм популярность набирает приложение «Модная одежда».
Также существуют агрегаторы скидок. Они включают магазины обуви или одежды. Например, Lamoda, Спортмастер, Рыбаклев. Популярные агрегаторы скидок:
- Tiendeo.
- Едадил.
- SkidkaOnline.
- Shopguide.
- ZenMall.
К агрегаторам цен статистика магазинов относит Яндекс.Маркет и Aport. Отдельно нужно отметить приложения, позволяющие покупать вещи из рук в руки. Наиболее популярным из них является Авито. Дополнительно можно использовать Юлу, Letgo, Kufar (Беларусь), Маркет (Казахстан).