Business is booming.

Статистика франчайзинга

0 9 417

Малый бизнес является движущим механизмом экономики каждого государства. Франчайзинговая система способствует развитию этого сегмента. Благодаря коммерческой концессии предприниматели могут выйти на рынок с минимальными вложениями и рисками. Статистика франчайзинга позволяет выявить наиболее востребованные франшизы и особенности коммерческого сотрудничества.

Понятие и принципы франчайзинга

Коммерческая концессия подразумевает покупку права использования торгового знака (бренда). Причем франчайзи может использовать технологию, бизнес–модель и продукцию конкретного бренда.

Франчайзинг является инновационным инструментом развития бизнеса. Такой механизм позволяет гражданам начать собственное дело с минимальными потерями. Принципы франчайзинга:

Принципы франчайзинга

Преимущества и недостатки бизнеса

Статистика франчайзинга показывает, что в течение первых пяти лет работы закрываются 14% компаний, открытых по франшизе. Одновременно закрывается около 85% хозяйствующих субъектов, открытых самостоятельно.

Имеет ли франчайзинг недостатки? Да! Предприниматель должен согласовывать свои действия с головной компанией. Особенности франчайзинговых технологий:

Особенности франчайзинговых технологийКонечно, многие предприниматели не готовы работать по правилам, а франчайзерам не всегда удается управлять растущей сетью. Поэтому наблюдается увеличение количества судебных разбирательств. Обычно споры касаются невыплаченных сумм роялти и невыполнения договорных обязательств со стороны франчайзера.

Виды франчайзинга

Система франчайзинга классифицируется по разным критериям. Основные виды коммерческой концессии:

  1. Торговый. Франчайзи продает товары производителя от его имени.
  2. Смешанный. Сочетание производственного, сервисного и торгового франчайзинга.
  3. Сервисный. Франчайзи получает право работать в сфере услуг под брендом франчайзера. Развитие данного вида франчайзинга зависит от изменения привычек людей и моды. Например, среди русскоязычного населения становится популярной китайская кухня. Так появляются новые китайские рестораны.
  4. Производственный. Мелкая компания не только выступает от имени конкретного бренда, но и получает право на производство товаров. На долю производственного франчайзинга приходится всего 1% франшиз. Он считается наиболее сложным для ведения бизнеса.

Формы коммерческой концессии

Рынок не стоит на месте. Регулярно разрабатываются новые виды сотрудничества. Многое зависит от отраслевой принадлежности, географии и других факторов. Формы франчайзинга:

  1. Прямой. Франчайзи может действовать на ограниченной территории. Например, право на открытие магазина по конкретному адресу предоставляется фирме «X».
  2. Последовательный. Фирма «X» (франчайзер) может открыть несколько магазинов. Такое право возникает по факту подтверждения своих возможностей.
  3. Распределение (развитие) территории. Франчайзи должен в течение определенного времени открыть на отведенной ему территории несколько точек. Его задача – привлечение суб-франчайзеров.
  4. Субфранчайзинг. Предприниматель становится ответственным за развитие конкретной территории. Там он может открывать собственные точки и продавать франшизы третьим лицам.
  5. Мастер-франшиза. Франчайзер передает франчайзи эксклюзивное право работать на большой территории. Задача франчайзи – дальнейшее развитие торговой сети. Преимущества франчайзинга – мастер-франшизы от вновь созданных предприятий получает паушальный взнос и ежемесячные платежи.

Правовое регулирование отношений

Закон о франчайзинге существует только в четырех странах – США, Япония, Румыния и Молдова. В остальных странах применяются законы, связанные с предпринимательской деятельностью и ряд других нормативных актов.

Вопросами развития франшиз обычно занимаются неправительственные организации. Например, в 1972 году была создана European Franchise Federation (EFF). Организация занимается развитием франчайзинга в Европе.

Международная франчайзинговая ассоциация (IFA) курирует рынок в мировом масштабе. Организация была создана в 1960 году. Члены ассоциации – франчайзеры, франчайзи, поставщики товаров и услуг. Статистика международного франчайзинга в 2018 году насчитывает около 1,4 тыс. франшизных систем, 13 тыс. франчайзи и более 700 поставщиков товаров и услуг.

Российская Федерация

Франчайзинг в России – относительно новое понятие. Коммерческая концессия появилась в середине 90 годов. Сегодня российские предприниматели все чаще используют инструменты франчайзинга.

За развитием франчайзинга в России следит специальная организация – РАФ. Основные проблемы коммерческой концессии:

проблемы коммерческой концессии

Статистика франчайзинга в России отмечает увеличение количества организаций, предлагающих сотрудничество по франшизе. В 2017 году насчитывалось более 2 тыс. компаний. Сотрудничество доступно в 60 сферах деятельности.

По данным РАФ Россия является лидером по росту количества франчайзинговых компаний. За три года показатель увеличился на 98%. К 2025 году количество компаний может увеличиться до 2,5 тыс.

Начинающих предпринимателей обычно беспокоит вопрос о подходящей сфере франчайзинга. Перед тем как начать бизнес желательно изучить ТОП-100 франшиз. В 2017 году наибольшее количество предложений было в сфере общепита (кафе и рестораны). Популярные российские франшизы – Додо Пицца, Шашлыкофф.

Популярные российские франшизыКакая статистика франчайзинга в регионах? Региональные бренды входят в ТОП самых эффективных франшиз. Одна из популярных компаний – «Beauteam» (город Ижевск). С 2015 года по франшизе было открыто 70 парикмахерских (Прядки в порядке) в тридцати городах России.

Беларусь

Бизнес по франшизе в РБ пока не очень популярен. Первый договор франчайзинга в Беларуси был заключен в 2006 году. Франчайзером стало – ООО «НТС». Компания развивает сеть универсамов «Родная страна».

Статистика франчайзинга в 2017 году насчитывала свыше 450 франшизных точек. Из них 45 франшиз принадлежит белорусским компаниям. Несколько известных брендов открыли магазины по франчайзингу. Среди них – Zara и Bershka.

Международный франчайзинг активно входит в сферу услуг Республики Беларусь. Наиболее популярные компании:

  1. RE/MAX – сеть агентств недвижимости.
  2. Budget Rent A Car – аренда машин.
  3. FitCurves – фитнес-клуб.

Казахстан

Рынок франчайзинга в Казахстане начал формироваться с 1994 года. Тогда по франшизе открылся завод Coca-Cola. Позже в стране появился фирменный магазин Adidas. Сегодня в Казахстане насчитывается около 395 франчайзинговых систем.

В стране всегда лидировала сфера общепита и розницы. В 2017 году в центре внимания оказались сферы, которые ранее не пользовались спросом. Сюда относится франчайзинг в туризме, медицине и образовании. Лидеры по продаже франшиз:

Лидеры по продаже франшизУкраина

Первая компания в стране появилась в 1993 году. Речь идет о швейцарском бренде Компас – база данных предприятий, которая использовалась в Европе.

Статистика франчайзинга в 2017 году насчитывала более 700 компаний, предлагающих коммерческое сотрудничество. Количество открытых точек – свыше 23 тыс. Почти 65% рынка приходится на национальные франшизы.

Самые распространенные сферы франчайзинга в Украине – торговля, сфера услуг и общепит. Доля отраслей:

  1. Розничная торговля – 60%.
  2. Услуги – 25%.
  3. Общепит – 15%.

Какие сферы будут востребованы в 2018 году? Список лидеров рейтинга – фаст-фуд, продуктовые магазины, салоны красоты, фитнес клубы, детские центры. Также спросом пользуется ремонт и обслуживание машин. Каталог франчайзинговых предложений представлен на сайте – franch.biz.

Каталог франчайзинговых предложений

США

Самый развитый рынок франчайзинга в Америке. Страна является лидером по экспорту франшизных систем. Коммерческий франчайзинг появился в Америке в 1955 году. С тех пор государство всячески поддерживает данную сферу бизнеса.

Статистика франчайзинга в 2017 насчитывала более 2,8 тыс. компаний, предлагающих коммерческое сотрудничество. Количество франчайзинговых точек превысило 744,4 тыс. единиц. Динамика роста франчайзинга в США:

Динамика роста франчайзинга в СШАОколо 50% франшизных систем действуют в сфере услуг. Основная причина кроется в размере первоначального взноса. В сфере услуг он значительно ниже. Средний паушальный взнос франчайзинга:

Средний паушальный взнос

В США ежегодно проходит международная выставка франчайзинга. Здесь представлены организации, которые занимают лидирующие позиции в мировом рейтинге. Предпринимателям доступны самые выгодные бизнес предложения.

Китай

Сегодня рынок франчайзинга Китая является одним из крупнейших. В 2016 году в стране функционировало свыше 6,3 тыс. франшизных организаций в 72 отраслях. Количество франчайзинговых точек достигает 500 тыс. единиц. Перспективные направления:

  • общепит;
  • розничная торговля;
  • сфера недвижимости.

Особенности франчайзинга – китайский рынок не подходит для новичков. Здесь в каждом регионе своя культура. Успех зависит от понимания национальной специфики.

Япония

В Японии рынок франшиз начал развиваться с 1957 года. Тогда японская компания «Токио напитки» и американская фирма «Coca-Cola» подписали договор коммерческой концессии.

Продажа японского франчайзинга впервые состоялась в 70 годах. Японская компания Suzuki открыла свои заводы в Таиланде и Индии.

Во многих странах при открытии бизнеса по франшизе обязательным условием является государственная регистрация франчайзинга. В Японии подобные требования отсутствуют. В основе коммерческого сотрудничества лежит контракт.

Статистика франчайзинга показывает, что японские торговые марки пользуются большим спросом в России. Сюда относится сеть ресторанов Якитория, магазины Sakura.

Европа

Франчайзинг в Европе активно начал развиваться после второй мировой войны. В каждой стране были востребованы разные направления. Например, рынок франчайзинга Испании направлен на розничную торговлю. В Германии преимущественно развита сфера обслуживания.

Сегодня в Европе лидирует общепит – 53%. Следом идет гостиничный бизнес – 14%, услуги – 8%, розничная торговля – 6%. На иные сферы приходится – 19%.

Больше всего развит рынок франчайзинга в Великобритании, Германии, Франции, Испании и Италии. Обозначенные страны являются самыми крупными экспортерами франшиз.

Статистика франчайзинга в 2016 году насчитывала около 11,8 тыс. действующих франшиз. Лидером рейтинга была Франция – 1,46 тыс. Годовой оборот в области франчайзинга составил 467,6 млрд. евро. Большая часть приходится на рынок франчайзинга в Германии – 72,3 млрд.

Выбор франшизы

Чтобы открыть собственный бизнес нужно изучить существующие предложения и условия франчайзинга. После чего останется выбрать подходящий вариант.

Где можно ознакомиться с предложениями? Каталоги франчайзинга доступны на сайтах – franshiza.ru, topfranchise.ru, businessmens.ru.

Например, на franshiza.ru в разделе «франшизы по темам» представлены такие направления:

  1. Красота и здоровье.
  2. Детские центры.
  3. Интернет франшизы.
  4. Для маленьких городов.
  5. Социальные.

Если нажать на интересующую тему, например, «интернет франчайзинг», то пользователю станут доступны существующие варианты:

ФраншизыПерспективные направления франчайзинга в России:

  • семейные рестораны;
  • парикмахерские для мужчин;
  • социальный бизнес. Например, экскурсионные туры для инвалидов.

Топ франшиз

Тройка лидеров по итогам 2017 года:

  1. Российская компания «1С». Занимается дистрибуцией, поддержкой и разработкой компьютерных программ. В 2017 году компания заключила 698 контрактов. Размер паушального взноса – 25 тыс. руб. Минимальная площадь помещения – 10 м2. Для покупки франчайзинга нужно оставить заявку на сайте компании.
  2. Додо Пицца (пиццерия). В 2017 году компания заключила 128 соглашений. Стоимость франшизы – 350 тыс. руб. Минимальные инвестиции – 6 млн. руб. Бизнес окупается за три года. Роялти франчайзинга – 3,5–5% от выручки (+ НДС).
  3. Гемотест (лаборатория). В 2017 году компания заключила 101 договор. Стоимость франчайзинга – от 50 тыс. руб. (зависит от численности населения). Роялти – 1,18% от оборота. Срок окупаемости – от 9 до 15 месяцев.

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Adblock
detector