Страховое мошенничество


Страхование давно вошло в жизнь российских граждан. Компании предлагают различные программы, основной целью которых является дополнительная защита движимого и недвижимого имущества. Суммы компенсаций, сроки и предмет страхования отображаются в полисе. Однако, как и любая другая общественно значимая сфера жизни, страхование привлекает недобросовестных граждан в плане поиска источников незаконного обогащения. Страховое мошенничество чаще всего связано с автострахованием.

Страховое мошенничество: понятие и виды

Страховое мошенничествоВ преступной схеме обычно участвует несколько лиц. Мошенничество в страховой сфере – это перечень преступных действий, связанных с процедурой страхования со стороны:

  1. Страховщика.
  2. Страхователей.
  3. Посредников.

Персонал страховой компании может совершать следующие действия:

  • присвоение денег страхователя, которые он уплатил за оказание услуги;
  • внесение в полис неверных параметров, влияющих на выплату;
  • учреждение «фирмы-однодневки» наподобие финансовых пирамид. В таких компаниях обязательным условием является привлечение новых клиентов, деньгами которых будут покрываться первоначальные выплаты. Как правило, собрав достаточное количество взносов, такая фирма закрывается;
  • внесение в договор определенных условий выплаты без уведомления клиента;
  • реализация страхового договора от лица уже не существующей компании.

Со стороны страхователя распространены следующие виды страхового мошенничества:

  1. Намеренное увеличение стоимости имущества.
  2. Ложное наступление страхового случая. Обычно происходит сговор с сотрудником страховой компании.

Мошеннические схемы и преступления в страховой сфере достаточно разнообразны. Однако чаще всего они касаются ипотечного, имущественного и автострахования.

Причины появления мошеннических схем

Причины мошеннических схемПо статистике около 10–15% всех выплат по страховым полисам уходят в карманы мошенников. Эта сумма огромна и составляет порядка 20 млрд. руб.

Зачастую компании не выгодно судиться с клиентами, так как сложно доказывать незаконность получения ими компенсаций. Установить виновность мошенника в суде удается всего в 1% случаев. В России складывается удручающая ситуация в этом сегменте рынка, обусловленная следующими причинами:

  1. В незаконных схемах по подделке документов задействуются правоохранительные органы и представители страховых компаний.
  2. Низкий уровень юридической грамотности населения. По данным опросов более 1/3 граждан считают страховщиков мошенниками, поэтому не расценивают свои действия как преступные. Например, при завышении ущерба по ОСАГО.

Примеры преступлений в сфере автострахования

Для российского рынка страховое мошенничество ОСАГО имеет свои особенности. Процедура получения полиса является обязательной и поэтому подвергается незаконным манипуляциям. Часто в подобных преступлениях фигурируют сотрудники страховых компаний. Внутренними отделами по борьбе с махинациями выявляются такие схемы обмана:

  • регистрация полиса ОСАГО задним числом, т. е. после наступления аварии;
  • увеличение размера выплаты с припиской несуществующего ущерба. Преступная схема затрагивает владельца автомобиля и сотрудника страховой компании, которому после выплат перечисляется определенный процент;
  • завышение стоимости ремонта и запасных частей – широко распространенное мошенничество. Страховые выплаты искусственно завышаются. В подобных схемах участвуют сотрудники технического центра, которые обслуживают автомобиль;
  • утаивание обстоятельств аварии. Например, алкогольного опьянения водителя;
  • махинации с документами – выдача поддельных или пустых полисов ОСАГО.

Со стороны владельца автомобиля также допускается страховое мошенничество, случаи которого доказать не просто:

  1. Оплата взятки специалисту, производящему оценку ущерба, с целью завышения стоимости страховой выплаты.
  2. Использование недействительных полисов ОСАГО. Эта схема позволяет владельцу документа не оплачивать регулярные взносы, беспрепятственно проходить проверку со стороны сотрудников ГИБДД.
  3. Заключение договора сразу с несколькими компаниями.
  4. Создание ситуации ложного угона автомобиля. Выявление страхового мошенничества сильно затруднено. Подобная схема применяется при страховании от угона. Автомобиль продается третьему лицу, а страховой компании представляется в качестве угнанной машины.

Помимо сторон соглашения, существуют примеры мошеннических действий со стороны посредников – сотрудников ГИБДД, экспертов, оценщиков, свидетелей аварии. Обычно это банальная инсценировка ДТП и подделка результатов экспертиз.

Ответственность и методы борьбы

Методы борьбы с мошенничествомСтатья 159 УК РФ предусматривает наказании за мошеннические действия. Это может быть штраф или лишение свободы сроком до 4 лет. За дачу взятки преступнику грозит тюремное заключение сроком до 7 лет (ст.204 УК РФ).

За подделку документов предусмотрено наказание в виде лишения свободы сроком до 4 лет (ст.327 УК РФ). Сегодня в России изучается страховое мошенничество и методы борьбы с ним:

  1. В 2014 году был запущен проект, объединяющий сведения о страхователях – «Бюро страховых историй». Он объединяет страховщиков, в т. ч. для предотвращения мошенничества.
  2. Со стороны правоохранительных органов наблюдается более пристальное отношение к подобным ситуациям. Идет накопление судебной практики в отношении граждан, желающих обогатиться с помощью страховых компаний.
  3. В интернете регулярно блокируются десятки сайтов с информацией о продаже полисов ОСАГО. Это уменьшает их незаконный оборот.

Как избежать неприятностей, которые влечет за собой мошенничество страховых компаний:

  1. До подписания договора внимательно изучайте страховщика и его условия. Это поможет составить картину страхового события и связанных с ним выплат.
  2. Критерии надежности компании – наличие действующей лицензии, многолетний опыт, рейтинг в профессиональных кругах и так называемый «народный» (эту информацию легко найти в интернете). Показатели собственного капитала, размеров выплат за последние годы позволят оценить финансовое положение и вероятность отказов.
  3. Подозрения могут вызвать низкие тарифы, неквалифицированный персонал, отрицательные отзывы других клиентов, отсутствие внятных объяснений по вопросам формирования страхового фонда.
  4. Крупные страховщики обычно дорожат своей репутацией, не допуская возникновения конфликтных ситуаций.


Автор публикации

не в сети 3 дня

Ольга

Комментарии: 2Публикации: 30Регистрация: 01-03-2017

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *