Статистика ЖКХ


ЖКХ – обширная непроизводственная отрасль народного хозяйства, в функции которой входит обеспечение комфортной и безопасной среды проживания, соответствующей потребностям населения. Состояние жилищного фонда и деятельность коммунальных служб изучает статистика ЖКХ.

Состояние жилищного фонда

Структура жилищно-коммунальной сферы РФ

В систему жилищно-коммунального хозяйства России входят:

  • предприятия санитарно-технического обслуживания, которые обслуживают водопроводы и канализационные системы, поддерживают придомовые территории в удовлетворительном состоянии;
  • предприятия общественного транспорта, начиная с метрополитена и городского общественного транспорта до водных видов, относящихся к местному ведению;
  • предприятия, входящие в энергетическую систему – электростанции различного типа и их распределительные сети, котельные и газовые службы.

Все жилые дома нуждаются в обеспечении комфортного проживания и коммунальном обслуживании. Организации, которые имеют право на управление домом:

  • управляющие организации (УО);
  • товарищества собственников жилья (ТСЖ);
  • владельцы квартир.

Часто сами жильцы не знают, как организовано управление их домом. Узнать, к какому жилищно-коммунальному хозяйству относиться конкретный жилой дом можно на сайте reformagkh.ru (Реформа ЖКХ). Здесь также указывается режим работы ЖКХ, адреса управляющих компаний, контактные телефоны должностных лиц.

Состояние жилищно-коммунального комплекса

Рынок ЖКХ России имеет годовой оборот более 4 трлн. руб. Здесь задействовано более 2 млн. чел. Как показывает статистика ЖКХ, общая протяженность коммунальных сетей составляет свыше 900 тыс. км. Из них:

  • водоснабжение и водоотведение – 750 тыс. км;
  • теплоснабжение – 170 тыс. км.

Общий объем жилищного фонда составляет 3,3 млрд. м². На долю жилого фонда приходится 2,4 млрд. м² (72%). Коммунальное хозяйство страны многие десятилетия находится в кризисном состоянии и требует срочного реформирования. Изношенность коммунальных сетей превышает 90%, что служит причиной высокой аварийности и приводит к потере половины ресурсов. Удручающая статистика ЖКХ наблюдается и в жилищной сфере:

  • объем аварийного жилья на начало 2012 года превышал 11 млн. кв. м.;
  • в капитальном ремонте сегодня нуждается свыше 120 млн. кв. м.

Также обострилась проблема качества воды. Около 70% водоснабжения идет за счет поверхностных вод, загрязнение которых давно превысило все нормы. Большинство промышленных и коммунальных предприятий выполняют требования по очистке сточных вод максимум на 60%. При этом около четверти из них сбрасываются сточные воды в водоемы неочищенными.

Состояние жилищно-коммунального комплекса

Виды платных услуг

Услуги ЖКХ являются одной из ключевых статей расходов для россиян. Они подразделяются на два вида. К коммунальным услугам относят:

  • подачу электроэнергии;
  • обеспечение холодной и горячей водой;
  • снабжение газом;
  • организацию отопления;
  • систему канализации.

Жилищные услуги включают:

  • плату за содержание дома и его своевременный ремонт;
  • оплату съема жилья;
  • вывоз бытовых отходов;
  • обслуживание лифта и мусоропровода.

Дополнительные услуги включают обслуживание домофонов, радиоточек, кодовых замков или коллективной антенны. Стоимость услуг зависит:

  • от их объема;
  • региона проживания;
  • сезонности;
  • категории потребителя.

Тарификация услуг

Вопросы формирования тарифов ЖКХ регулирует Федеральное законодательство. Согласно закону о ЖКХ нормативы потребления коммунальных услуг, как и их тарификация, осуществляются органами государственной власти. Тарифы ЖКХ по областям устанавливаются муниципалитетами в регионах. Статистика тарифов ЖКХ по годам:

 Статистика тарифов ЖКХ

В 2017 год тарифы выросли в среднем на 4,9%. В будущем году прогнозируется рост на 4,4%.

Квитанции

Жильцам МКД приходит счет по адресу проживания. Документ кроме реквизитов собственников жилья и исполнителя услуг, содержит следующие данные:

  • сумму начислений за коммунальные услуги, полученные в прошлом месяце, с указанием вида, объема, единицы измерения и размера оплаты;
  • информацию об объеме и стоимости услуг, касающихся общедомовых нужд;
  • сведения о переплате или задолженности по ЖКХ.

Обязанности потребителя

В обязанности каждого потребителя входит:

  • своевременная оплата услуг ЖКХ;
  • ежемесячное снятие показаний измерительных приборов и передача их управляющей организации по телефону ЖКХ;
  • систематическая поверка счетчиков ЖКХ.

Система учета по лицевым счетам ЖКХ дает возможность быстрой идентификации плательщика и автоматического зачисления денег. Как оплатить ЖКХ через Сбербанк? Это можно сделать наличными к кассе отделения, через интернет или на сайте Госуслуг. Комиссия при оплате ЖКХ составляет от 0 до 3% и зависит от способа оплаты. Оплатить услуги с минимальной комиссией 0,5% можно в терминалах Сбербанка.

Рост долгов

Статистика ЖКХ показывает, что падение доходов населения привело к увеличению задолженности перед жилищно-коммунальным сектором. В 2017 году сумма достигла 1,34 трлн. руб. Из них около 650 млрд. руб. – долги населения. Остальная часть задолженности лежит преимущественно на УО. В таблице представлены сравнительные данные по установленному уровню оплаты ЖКХ по субъектам РФ и фактическому (1 квартал 2017 года):

Регионы Установленный уровень платежей на содержание жилья (%) Показатели возмещения затрат (%) Установленный уровень

платежей за ЖКХ (%)

Показатели возмещения затрат (%)
РФ 99,5 88,9 82,7 82,9
Центральный ФО 99,0 91,1 99,0 86,5
Северо-Западный ФО 99,9 87,6 92,5 86,8
Южный ФО 100,0 83,5 97,4 92,2
Северо-кавказский ФО 100,0 76,1 99,1 70,0
Приволжский ФО 99,9 90,4 92,9 87,4
Уральский ФО 99,7 87,5 93,0 83,1
Сибирский ФО 99,5 88,5 91,5 80,3
Дальневосточный ФО 99,6 85,4 62,2 54,2

Несмотря на большое количество исковых заявлений от УО, не все они получают положительное решение. Основная причина – срок давности по ЖКХ. Он ограничен тремя годами.

Зная, что входит в квитанции ЖКХ, можно самостоятельно отслеживать потребление электро- и теплоэнергии, газа и воды, а также расходы на содержание дома. При наличии сомнений в правильности расчетов необходимо обращаться в управляющую компанию.

Государственная поддержка населения

Так как счета ЖКХ с каждым годом растут, опережая уровень зарплат или пенсий, определенные категории граждан не в состоянии оплачивать их в полном объеме. Законодательство предусматривает поддержку для незащищенных слоев населения. Она осуществляется двумя способами:

  • путем применения льгот, которые уменьшают размер платежей;
  • путем субсидирования.

Статистика ЖКХ

В 2017 году льготы по ЖКХ полагаются 46 категориям граждан. Самые многочисленные из них:

  • пенсионеры;
  • участники и ветераны ВОВ;
  • малоимущие;
  • инвалиды.

Оплата ЖКХ для инвалидов снижена на 50%. Инвалиды детства полностью освобождены от уплаты налога на недвижимость. Льготы ЖКХ ветеранам труда и боевых действий также выражаются в 50% скидке на оплату услуг. Категории граждан с особыми заслугами полностью освобождены от коммунальных платежей – Герои Советского Союза или России и полные кавалеры Ордена Славы.

Субсидии на ЖКХ также предназначены для наиболее уязвимых категорий граждан. Они полагаются тем семьям, где сумма расходов на коммунальные услуги превышает 2 % от среднего дохода на каждого члена семьи. Размер субсидии иногда достигает 90% от суммы коммунальных расходов. Документы на субсидию ЖКХ подаются в органы социальной защиты по месту проживания.

Кто контролирует коммунальные службы

Службы ЖКХ несут ответственность за качественное содержание МКД. Каждое предприятие жилищно-коммунальной сферы для оперативного управления обязано иметь единую аварийно-диспетчерскую службу. Неудовлетворительное исполнение своих обязанностей может стать причиной жалоб на ЖКХ. Основные причины:

  • плохое качество услуг;
  • отсутствие горячего водоснабжения;
  • скачки напряжения тока;
  • сбои в вывозе мусора;
  • некачественная уборка территорий.

Куда пожаловаться на ЖКХ? Список организаций:

  • управляющая компания – коллективную претензию она обязана рассмотреть в течение трех дней;
  • жилищная инспекция – основная инстанция для надзора за управляющей организацией;
  • Роспотребнадзор – государственный орган защищает права граждан в случае их нарушения;
  • прокуратура.

В Общественной палате открыта горячая линия ЖКХ. Здесь можно получить консультацию специалистов. Также открылась группа по теме ЖКХ в Контакте. В ней предполагается освещать важные проблемы и новости коммунальной сферы, выкладывать информацию о ходе реформы и обсуждения на форуме.

Изменения в системе

Статистика ЖКХ показывает, что реформирование системы началось еще в 90 годах. Результаты реформы ЖКХ:

  • установлены предельные индексы повышения тарифов ЖКХ для населения;
  • продлена программа по переселению жителей аварийных домов за счет средств государства до конца 2017 года;
  • проводится лицензирование управляющих компаний ЖКХ, что облегчило государственный контроль над ними;
  • создается государственная информационная система для предоставления гражданам оперативной и достоверной информации об оплате ЖКХ;
  • введена система штрафов в пользу потребителей за сбои в предоставлении коммунальных услуг;
  • введены конкурсы для создания конкурентной среды на рынке управления обслуживанием МКД;
  • разработан закон о найме жилья для социального пользования;
  • реализуется программа реновации жилья.

Структура нарушений

Однако до сих пор не достигнута сбалансированность интересов всех сторон на рынке ЖКХ. Как одна из отраслей народного хозяйства, она не должна быть убыточной. Стандарты управления жилым фондом должны включать его технические характеристики, учет которых возлагается на органы технической инвентаризации:

  • степень износа;
  • теплофизические и энергетические показатели;
  • объемы потребления ресурсов;
  • количество жителей;
  • состояние коммунальных платежей.

Необходимость технического учета

Статистика ЖКХ России показывает, что в стране отсутствует адекватная система технического учета. Это препятствует эффективному информационному обеспечению федеральных жилищных программ. Другой проблемой является отсутствие системы учета таких данных, как:

  • объем предоставляемых коммунальных ресурсов;
  • правила контроля способов их начисления;
  • организации сбора информации.

Без этого невозможно эффективное планирование инвестиционных проектов, а также объективная оценка результатов функционирования отрасли. Начисление платы за услуги ведется по существующим тарифам, нормативам по площади, среднему числу жителей в различных МКД. Необходимо наладить поступление данных со счетчиков ЖКХ в единую систему в онлайн режиме, создав прозрачный механизм начисления платы за коммунальные услуги.

Преимущества новой информационной системы

В 2018 году отрасль ожидают перемены. Уже заработала Государственная информационная система, в которой обязаны размещать данные о результатах своей работы все предприятия коммунально-жилищной отрасли. В системе уже зарегистрировано:

  • 15,8 млн. МКД (97,3% от общего количества);
  • 83% индивидуального жилья;
  • 93% ТСЖ и ЖСК;
  • 97% ресурсоснабжающих компаний;
  • 32 млн. приборов учета ЖКХ;
  • 220 тыс. чел.

ГИС позволяет:

  • знакомиться с информацией по своему дому и тарифами за коммунальные услуги;
  • контролировать квитанции ЖКХ, видеть, за какие услуги сделаны начисления;
  • узнать долг по ЖКХ;
  • вводить показания приборов по ЖКХ;
  • заключать договора с ЖКХ;
  • производить оплату ЖКХ.

Доступ на сайт ГИС ЖКХ осуществляется автоматически после регистрации на портале Госуслуг.

ГИС ЖКХ

Ситуация в других странах

Крайне непростая ситуация сложилась в ЖКХ Украины. Постоянное повышение тарифов также приводит к увеличению задолженности населения. Статистика ЖКХ:

  • на начало 2017 года долг составлял почти 23 млрд. гривен. Примерно такова и сумма долга бюджетов разных уровней по субсидиям – 22 млрд. грн.;
  • средний размер счета по ЖКХ достигает 36% от заработной платы после вычета налогов.

В Казахстане проводится программа двухэтапной модернизации ЖКХ, которая рассчитана до 2020 года. К этому времени предполагается:

  • сформировать регулярно обновляемую базу данных о состоянии дел в отрасли на основе ежегодной инвентаризации;
  • модернизировать инфраструктуру комплекса с помощью государственных займов;
  • снизить удельное энергопотребление домов до 180 кВт на кв. м;
  • усовершенствовать механизмы тарифообразования.

Оплата услуг ЖКХ в Беларуси составляет всего 11% от заработной платы, что значительно меньше, чем в соседних странах:

  • Россия – 17%;
  • Литва – 35%;
  • Польша – 25%;
  • Казахстан – 16%.

К концу 2017 году гражданам Беларуси будут возмещать 75% затрат на предоставленные коммунальные услуги, а в будущем году – уже все 100%.


Автор публикации

не в сети 8 часов

Олег

Комментарии: 32Публикации: 211Регистрация: 01-03-2017

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *