Статистика государственного бюджета


Государственный бюджет трактуется, как финансовый план по аккумулированию и перераспределению получаемых страной доходов и имеет статус закона. Процесс поступления средств в бюджетный фонд и последующее их расходование отражает статистика государственного бюджета.

Статистика государственного бюджета

Особенность экономической категории

При формировании, а затем расходовании единого фонда между государством и населением в лице различных субъектов возникают отношения экономического плана, составляющие понятие государственного бюджета. Их уникальность выражается в том, что:

  • обязательным участником процессов расходования финансов выступает государство;
  • единый фонд должен обслуживать его общие потребности.

Основные задачи

Задачи статистики государственного бюджета включают в себя качественную и количественную характеристику параметров бюджетной политики, то есть:

  • определяется общий размер доходов и расходов, устанавливается конечный результат в виде профицита или дефицита;
  • анализируются доходы государственного бюджета и направления издержек;
  • рассчитывается размер внутреннего долга, определяются источники его погашения;
  • проводится анализ воздействия фискальной политики на качество жизни людей.

Принципы построения системы

Вся система государственного бюджета РФ строится на таких принципах:

  • единство всей системы;
  • сбалансированность доходных и расходных статей;
  • независимость бюджетных фондов различных уровней;
  • прозрачность бюджетного процесса.

В России представлены следующие уровни государственного бюджета:

  • федеральный;
  • субъектов страны;
  • местных органов.

Структура и цели

Все уровни имеют одинаковую структуру и сводятся в консолидированный бюджет. При этом статистика государственного бюджета учитывает их все. Их структура включает доходную и расходную часть, а наполнение происходит в основном за счет налогов.

Вторая составляющая указывает направления и цели государственного бюджета. В 2017 году они обозначены правительством, как стремление обеспечить доходную часть без реформирования законодательства в сфере налогов и изменения пенсионного возраста. Планирование государственного бюджета заключается в согласовании сроков и размеров поступления средств и их использования. Однако они все равно требуют корректировки в течение года.

Государственный бюджет и налоги, величина которых зависит от размеров налоговой базы, являются важнейшим рычагом регулирования экономической политики любого государства.

Прерогатива правительства – составление проекта государственного бюджета. Принципы его построения требуют прогнозирования министерством финансов социально-экономических перспектив на предстоящий финансовый период. Поэтому те, кто разрабатывает государственный бюджет, должны обладать достаточным опытом.

Принятие финансового плана

Порядок составления включает бюджетное послание главы государства. Далее, на основе прогноза и с учетом данных предыдущего года происходит формирование государственного бюджета. Прогноз экономического развития России на 2017–2019 разработан в трех вариантах, отличающихся различным сценарием развития событий. После представления правительством Государственная дума рассматривает государственный бюджет в трех чтениях.

Финансовый документ на 2017 год обсуждался в парламенте в конце 2016 года. После небольших поправок состоялось утверждение государственного бюджета на три года – с 2017 по 2019. Расходная часть государственного бюджета 2017:

Расходная часть государственного бюджета

Группировка по кодам

Чтобы обеспечить возможность эффективного анализа основных показателей доходной и расходной составляющих, введена классификация государственного бюджета. В ее рамках происходит группировка по кодам источников финансирования. Они делятся на:

  • налоговые;
  • неналоговые;
  • безвозмездные.

Основной источник поступлений

Объем поступлений в государственный бюджет РФ более чем на 80% обеспечивается доходами от налогов:

  • 2014 – 80,6%;
  • 2015 – 81,98%;
  • 2016 – около 84%.

Объем поступлений в государственный бюджет

Неналоговые поступления в 2016 году составили примерно 7%. Доходами целевых фондов сформировано 9%. Как показывает статистика государственного бюджета, налоговые поступление являются основным источником его пополнения.

Зависимость от нефтедолларов

Россия получает значительные налоговые поступления в государственный бюджет от разработки природных ресурсов. Они составляют:

  • 2013 – около 46,07% от общего объема доходов;
  • 2015 – 43,37%.

До изменения правил налогообложения в 2000 году эта цифра составляла менее 40%. Другие налоговые поступления государственного бюджета (среди них акцизы и таможенные пошлины на сигареты и алкоголь) составили за такой же период 13,51% и 14,07%.

От динамики нефтегазовых поступлений зависят ВВП и государственный бюджет страны. В нем прогнозируется их уменьшение на 3 года с 16,1% к ВВП в 2016 году до 15,0% в 2019. При планирующихся доходах в 13,488 трлн. руб. расходы государственного бюджета рассчитаны в размере 16,271 трлн. руб. с заложенным дефицитом в 2,753 трлн. Средние цены на нефть заложены в размере около 40 долларов за один баррель.

Доходы и расходы

Функции казначейства

В функции федерального казначейства входит реализация государственного бюджета:

  • организация и контроль исполнения;
  • регулирование счетов доходов и расходов;
  • учет поступлений и распределения внебюджетных фондов;
  • обслуживание внутреннего и внешнего долга.

Дефицит и профицит

Возникающий дефицит государственного бюджета – это его исполнение с превышением расходов над общим объемом поступлений. Он опасен негативными последствиями в виде:

  • недофинансирования предприятий;
  • нарушения сроков выполнения заказов;
  • накопления неплатежей.

В формуле «доходы минус расходы» возможен и положительный результат: профицит государственного бюджета – это превышение доходной части над расходной. При подъеме экономики с увеличением поступлений от налогов и уменьшением трансфертов может возникнуть излишек государственного бюджета. При разумном управлении он может сыграть положительную роль в экономике, а в противном случае – замедлить темпы ее развития.

Показатели дефицита

Как отмечает статистика государственного бюджета, в 2016 году дефицит составил 3,56% ВВП при запланированных 3%. Первичный дефицит, не учитывающий выплаты по долгам, равен 2,8% ВВП. Если проанализировать государственный бюджет РФ, то статистика итогов первых шести месяцев показывает дефицит в размере 4% ВВП. Но его уровень утвержден Госдумой:

  • 2017 – в пределах 3,02% ВВП или 2,8 млрд. руб.;
  • 2018 – 2,0 млрд. руб.;
  • 2019 – 1,1 млрд. руб.

Ситуация в развитых странах

Посмотрев государственный бюджет по странам, можно заметить завершение финансового года с дефицитом во многих развитых в промышленном отношении государствах. Например, в 2013 году он составил в млрд. долларов:

  1. Франция – 112.
  2. Италия – 68.
  3. Великобритания – 89.

Самый большой дефицит имел государственный бюджет США – 668 млрд. долларов, а у Японии отношение дефицита к ВВП достигало 8,75%. С профицитом в размере 2 млрд. долларов финансовый год завершила лишь Германия.

Украина и Казахстан

О больших расходах государственного бюджета Украины свидетельствует дефицит более 70 млрд. гривен в 2016 году. Он превысил показатель 2015 года в 1,6 раза. Тогда он составлял 45 млрд. гривен.

Недостаточно сбалансирован также государственный бюджет Республики Казахстан. Его дефицит в 2016 году достиг 1,7% к ВВП. Но этот показатель более оптимистичен сравнительно с 2015 годом – 2,2% ВВП. Для покрытия большей части были использованы займы в размере более 1 трлн. тенге.

Экономика Беларуси

В РБ статистика государственного бюджета отражает преобладание в смешанной экономике государственного сектора со времен СССР. Его доходы на 80% складываются из налоговых поступлений. В отличие от Украины, государственный бюджет Беларуси реализуется с профицитом:

  • 2015 – 1,8% к ВВП;
  • 2016 – 1% ВВП.

На душу населения ВВП в 2016 году составил 27,8 млн. белорусских руб. По общему объему ВВП ей принадлежит 73 место в рейтинге 192 стран.

Неблагоприятные факторы

Проблемы государственного бюджета Российской Федерации вызваны во многом неблагоприятной геополитической обстановкой. Прогнозируется дальнейшее применение санкций. Низкие цены на нефть в начале 2017 года привели к падению доходов от ее экспорта – за полгода они составили лишь 34,9% от запланированных. Чтобы обеспечить покрытие дефицита государственного бюджета, урезается финансирование в некоторых отраслях:

  • на ЖКХ выделено 39,9% вместо 50% за полгода;
  • на здравоохранение – 38,8%;
  • на экономику – менее 30%.

В полном объеме были выплачены средства на социальное обеспечение за счет государственного бюджета – 54% от плана, на оборону – 47,4%, выплата процентов по долгам – 48,6%.

Сферы финансирования

Прогнозы Минфина

По оценкам экспертов Минфина, во втором полугодии положение, когда расходы государственного бюджета превышают его доходы, должно измениться. Ожидания связаны с положительной динамикой нефтяных цен. Однако эта тенденция может оказаться крайне неустойчивой, о чем свидетельствует статистика государственного бюджета за прошедшие годы.

В третьем квартале также ожидается понижение курса национальной валюты. Однако общий размер прогнозируемых расходов почти не изменился с прошлого года:

  • 2016 – 16,098 трлн. руб.;
  • 2017 – 16,241 трлн. руб.

Но если рассматривать составляющие государственного бюджета, то одновременно с сокращением затрат на другие отрасли можно увидеть увеличение военных расходов – они возрастут на 72 млрд. руб. по отношению к 2016 году.

Сокращение финансирования

Значительные средства государственного бюджета занимают социальные расходы – 5075 млрд. руб. в 2017 году. Из них более 4 трлн. будет направлено на программу социальной поддержки населения. Но снижается государственный бюджет на здравоохранение:

  • 2016 – 466 млрд. руб.
  • 2017 – 363 млрд. руб.
  • 2018 – 396 млрд. руб.
  • 2019 – 361 млрд. руб.

Расходы, направленные на образование сократятся на 3,5%, запланированные программы образовательной сферы, как считают эксперты на 1/5, а число бюджетных мест в вузах – на 40 %.

Сократится объем государственного бюджета и в сфере ЖКХ. В 2017 году сюда будет направлено 58 млрд. руб., а в 2018 – в два раза меньше. На 10 % уменьшится и численность сотрудников МВД, но остальным зарплата будет повышена на 5%.

ВВП и промышленность

За первый квартал 2017 года исполнение государственного бюджета показывает объем ВВП в размере 20 трлн. руб., что составляет 23,1% от запланированного в течение года. Несмотря на заметное сокращение в середине квартала, статистика государственного бюджета отмечает рост объемов промышленного производства в марте на 0,8%, если сравнивать с тем же месяцем 2016 года. Средний рост за первый квартал составил 0,1%.

Снижение качества жизни

Однако отчет об исполнении государственного бюджета за 1 квартал 2017 года показал падение доходов населения на 0,2%. Задолженность по заработной плате составила на 1 апреля 3,6 млрд. руб., что в сравнении с началом года больше на 33,4%. Не выдерживаются также сроки выполнения инвестиционных программ, реализуемых за счет государственного бюджета. Они исполнены всего на 9,7%, или на 71,5 млрд. руб.

Резервный фонд на исходе

Объем Резервного фонда достиг 912,95 млрд. руб., что показывает сокращение на 6,1%. Помимо урезания финансирования и использования резервных средств дефицит бюджета и государственный долг планируется сокращать за счет размещения ОФЗ, имеющих сроки погашения 3–5 лет. Подобные меры позволяют избежать эмиссии денег.

Как отмечает статистика государственного бюджета, в стране наблюдается увеличение внутреннего долга на 2,5% с одновременным уменьшением внешнего на ту же величину в общем объеме.

Выплаты пенсионерам

С начала 2017 года функции по администрированию страховых взносов во внебюджетные фонды ПФР, ФСС и ОМС были переданы Федеральной налоговой службе. Как отмечает статистика государственного бюджета и внебюджетных фондов, за первый квартал 2017 доходы ПФР составили 2,12 трлн. руб., что на 1,4% больше, чем в 2016 году за аналогичный период.

За три месяца Пенсионному фонду государственный бюджет перечислил 1,13 трлн. руб. Страховых взносов поступило 919,4 млрд. руб. – это на 3,5% превышает прошлогодние цифры.

Пенсионерам были предоставлены выплаты из государственного бюджета в размере 5 тыс. руб. Расходы, направленные на пенсионное обеспечение выросли на 22% или на 312,95 млрд. руб., сравнительно с 2016 годом. Что касается индексаций пенсий, то здесь наблюдается существенно снижение показателей.

Индексация пенсий

Сохранились в 2017 году частичные компенсации, касающиеся детей. Они распространяются на услуги дошкольных учреждений, компенсации невыплаты алиментов и другие.

Дотации регионам

Несколько возрастут дотации из государственного бюджета некоторым регионам. Выплаты увеличатся на 13%, достигнув 1,5 трлн. руб. Однако регионы финансируются крайне неравномерно:

  • в Крыму на человека приходится 83,5 тыс. руб.;
  • в Чеченской Республики – 11,8 тыс. руб.;
  • в среднем по стране – 5,2 тыс. руб.

Национальная экономика

В основные статьи расходов государственного бюджета входит раздел национальной экономики, который включают огромные инвестиции в госкорпорации. Дотации, как показывает статистика государственного бюджета, эквивалентны объему средств, проходящих по статье «Здравоохранение».

Сюда относятся инвестиции на крымские и севастопольские программы, которые составляют 140 млрд. руб. В Южную Осетию и Абхазию также направляются субсидии из государственного бюджета. Их размеры в расчете на человека в 2017 году:

  1. Южная Осетия – 136,5 тыс. руб.
  2. Абхазия – 24,8 тыс.

В функции государственного бюджета входит обслуживание государственного долга, 75% которого относится к внутренним заимствованиям:

  • в 2015 они составили 7,3 трлн. руб.;
  • 2017 – прогнозируется рост до 12,8 трлн.

На их обслуживание требуется:

  • 2015 – 585 млрд. руб.;
  • 2017 – 729 млрд.

Ситуация на местах

Несмотря на декларируемую по конституции независимость друг от друга, государственные и местные бюджеты взаимодействуют на принципах перераспределения доходов для выравнивания уровней минимальной финансовой обеспеченности.

Доля собственных доходов муниципальных бюджетных фондов не превышает 30%, а использование государственного бюджета для достижения их сбалансированности не стимулирует их мотивацию на развитие собственной экономики. Несоразмерность возложенных на них обязательств и материальных возможностей показывает распределение государственного бюджета.

Часто расходы местных органов власти связаны с выполнением полномочий более высокого уровня. Из-за этого все остальные обязательства, как показывает статистика государственного бюджета, финансируются по остаточному принципу.

В проекте направлений национальной политики существуют предложения по дальнейшему урезанию их доходов. Предлагается изменить финансирование государственного бюджета в сфере налога на прибыль, увеличив пропорцию его распределения с 3:17% до 2:18% в пользу федерального уровня.

На предстоящие три года предполагается ограничение расходов государства с одновременным повышением их эффективности. Если выразить расходы государственного бюджета в процентах к ВВП, то они уменьшатся с 19,8% в 2016 году до 16,1% к 2019.


Автор публикации

Комментарии: 31Публикации: 211Регистрация: 01-03-2017

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *