Статистика агрессивного поведения подростков


Современное общество свыклось с постоянным проявлением агрессии, которая выражается не только в явных актах насилия, но даже в таких мелочах, как поломанные скамейки во дворе или исписанные стены подъезда. Статистика агрессивного поведения подростков свидетельствует о моральной деградации общества. Агрессивное поведение подростков, которое просматривается в постоянном бунте против социума и приступах юношеского максимализма становится проблемой, подлежащей глубокому анализу и исследованию для выявления причины и последующей коррекции.

Что такое агрессия в общем понимании

Это слово имеет латинские корни и происходит от слова «aggression», означающего приступ или нападение. Точное определение термина подразумевает проявление деструктивного поведения без явной мотивации, которое противоречит нормам и правилам, принятым в социуме. Особенности агрессивного поведения подростков включают в себя нанесение ущерба одушевленным или неодушевленным предметам.

Агрессия со стороны детей и подростков может зависеть от большого количества факторов, среди которых выделяются психологические, физиологические и ситуационные. Также статистика агрессивного поведения подростков указывает на возможность оказания влияния на проявления агрессии конституционных и биографических факторов.

Агрессивное поведение подростков

Программа агрессивного поведения подростков содержит в первую очередь проявление конфликта, который может иметь сознательную или бессознательную природу происхождения. Любая агрессия, вне зависимости от формы ее проявления есть выражение недовольства со стороны человека окружающим миром, самим собой или действиями иных представителей социума.

Еще Фрейд в своих трудах по психоанализу постарался вывести причины агрессивности человека. Согласно его теории, при фрустрировании желаний индивида происходит непреодолимая тяга к агрессии. Иначе говоря, при блокировании достижения определенной цели происходит возникновение агрессивного побуждения, направленного на устранения фактора, приведшего к фрустрации.

Проводимые в различные годы исследования выявили гендерные различия случаев проявления разного типа агрессии. Статистика агрессивного поведения подростков доказывает, что девушки и юноши по-разному проявляют свое недовольство, что видно из таблицы:

Разновидности агрессии Юноши (в %) Девушки (в %)
Физическая 49 42
Вербальная 33 41
Косвенная 37 51
Негативизм 44 23
Раздражительность 41 25
Подозрительность 38 59
Обида 51 40
Чувство вины 44 68

Данные, полученные по результатам суммирования исследования, позволяют четко проследить гендерные особенности подростков.

Причины проявления агрессивного поведения

Причины агрессивного поведения подростков, особенно младшего школьного возраста, заключаются в следующем:

  • особенности воспитания в семье. Родители, как лица, показывающие пример подрастающему поколению, могут стать причиной агрессивности ребенка, особенно, если последний постоянно чувствует проявления раздражительности по отношению к себе или видит акты агрессивного поведения, происходящие на его глазах. Очень часто подобные ситуации в будущем могут привести к корреляции семейных ценностей в глазах подростка и травмированию неокрепшей психики ребенка;
  • влияние ближайшего окружения. Это друзья, одноклассники и представители иных социальных групп. Психологические особенности агрессивного поведения подростков заключаются в зависимости от внешних факторов. Дети дошкольного возраста, младшие школьники восприимчивы к перениманию поведения старших товарищей. При этом агрессивный ребенок отвергается собственной социальной группой, будь то в школьном коллективе или на улице, что приводит его к агрессивно настроенной группе старших «товарищей». Подобным образом организуются молодежные коллективы, отличающиеся асоциальным поведением;
  • воздействие СМИ. Статистика агрессивного поведения подростков демонстрирует, что отсутствие цензуры и большое количество фильмов или передач, рассказывающих про убийства, аморальное поведение, суды и прочий негатив, приводит к воздействию на неокрепшую психику подростка. Итогом становится смещение моральных ценностей, что вызывает невозможность иного восприятия действительности и уверенность, что демонстрируемая СМИ «реальность» является таковой;
  • наступление периода полового созревания. Коррекция агрессивного поведения подростков, находящихся в стадии полового созревания практически невозможна, поскольку данная причина относится к биологическому фактору, наступление которого невозможно предотвратить. При невозможности предотвратить развитие агрессии, ее можно минимизировать. Психологическая коррекция агрессивного поведения подростков пубертатного возраста заключается в отсутствии ответной раздражительности со стороны взрослых и смягчении «острых» ситуации. Следует просто пережить этот период, который длится достаточно недолго;
  • нарушения в работе головного мозга. Эта причина может быть вызвана наличием наследственности или стать приобретенным резидуально-органическим фактором. В практике работы педагога психолога встречаются дети с умственной отсталостью и с нарушением интеллекта, проявляющие агрессивность вследствие имеющихся патологических состояний, таких как минимальная функция головного мозга, эпилептоидное нарушение, подверженность аффективной возбудимости и прочие психопатоподобные проявления. Выявление причины и коррекция подобных изменений находится в плоскости не только психологии, но также психиатрии.

Особенности воспитания в семье

Профилактика агрессивного поведения подростков

Осуществление коррекционных мероприятий, направленных на подавление проявлений подростковой агрессии должно происходит по следующим принципам:

  • единство коррекции и развития. Этот постулат является утверждением необходимости осуществления коррекции исключительно после взвешенного психического и педагогического анализа внешней и внутренней среды, в которой находится ребенок;
  • единство возраста и интеллекта. Каждый акт коррекции должен осуществляться в соответствии с особенностями возрастного развития. В 11 лет нельзя осуществлять тренинги, предназначенные для 15-летнего подростка;
  • единство диагностики и коррекции развития. Данный принцип предполагает выработку профилактических мероприятий на основе получения полной диагностической картины с учетом прогнозируемого будущего, исходя из ближайшего окружения подростка;
  • деятельностный принцип. Выбранные пути, методы и способы достижения цели должны быть конкретны, осуществимы и доступны. Также требуется осуществлять коррекцию через вовлечение подростка в тесное сотрудничество с взрослыми или сверстниками. Примером может стать участие в разных видах спорта, позволяющих подростку выплеснуть скопившуюся агрессию.

Профилактика агрессивного поведения детей и подростков включает в себя несколько крупных блоков:

  • диагностика, которая осуществляется при помощи различных тестов и вопросов и позволяющая выявить уровень враждебности реакции, оценить индивидуальные особенности личности и прогнозировать поведенческие мотивы;
  • коррекция, включающая в себя групповую работу в школе во время классного часа или внеклассных мероприятий и проведение бесед с родителями и педагогами для формирования установок правильного поведения при агрессивности подростка. Именно при разном уровне эмпатии удается создать наиболее благоприятную среду для ребенка, что позволит снизить «градус» раздражения и недовольства собой и окружающими;
  • аналитика и прогнозирование. На этом этапе создается заключение по оценке эффективности предпринятых мероприятий и создание методических рекомендации по профилактике подростковой агрессивности.

Профилактика агрессивного поведения

Подростковая агрессия как социально педагогическая проблема является серьезным фактором, приводящим к появлению асоциальных группировок молодежи, которые становятся источником криминализации социума. Примером может стать случай в Омутнинском районе Москвы, когда группа агрессивно настроенных ребят среднего школьного возраста очень сильно избили просто проходящего мимо. Своевременное выявление предрасположенности к агрессии позволит осуществить мероприятия по профилактике агрессивного поведения и устранению проблемы в дальнейшем.


Автор публикации

не в сети 5 часов

Олег

Комментарии: 29Публикации: 210Регистрация: 01-03-2017

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *