Business is booming.

Что такое стартап и чем привлекательны подобные проекты

0 2 628

Периодически на рынке появляются новые термины, которые быстро становятся популярными. Однако большинство людей не задумываются об истинном смысле этих понятий. Например, новым проектам в области предпринимательства часто дается определение «Стартапы». Хотя они таковыми не считаются.

Стартап

Что такое стартап

Слово стартап произошло от английского «start up», что в переводе означает «запускать». Под термином подразумевается инновационный бизнес, который по темпам роста способен опередить любое предприятие. Стартап является «пробником» бизнес-идеи, тестируемой в короткий промежуток времени небольшим количеством работников и нацеленной на выживание.

Залог успеха стартапа – инновация. Новшество обычно касается структуры организации, товара или способа его реализации. При выборе бизнес-идеи инвесторы обычно ориентируются на стремительный рост, масштабируемость, быструю окупаемость и инновационность предложения. Ярким примером успешного стартапа является Google и Facebook.

В России стартапы ассоциируются со сферой высоких технологий, онлайн-проектами и иными смежными понятиями. Наиболее удачными разработками считаются социальные сети (ВК, ОК), Youtube и Википедия.

Особенности стартапов

Спрогнозировать результат работы стартапа очень сложно. И в этом основная его особенность. Компания может стремительно выйти на миллиардные обороты или не окупит себя, несмотря на солидные инвестиции в стартап. Особенности проектов:

  1. Ввод на рынок нового продукта. Такой подход дает определенное преимущество новой компании перед предприятиями, производящими популярный товар (услугу). Однако туманные перспективы придают рискованности нововведению.Поэтому не каждый стартап удается реализовать.
  2. Бизнес-идея должна быть интересной. Интернет наполнен бесплатными проектами с минимальными вложениями, позволяющими легко начать любой бизнес. Однако интересные идеи для стартапа могут стоить дорого.
  3. Молодость начинающих стартаперов. Средний возраст создателей перспективных проектов – 25 лет.
  4. Готовность вложить в стартап все ресурсы. Стартапер уверен в успехе, даже, если более опытные предприниматели воспринимают его идею со снисходительной улыбкой.
  5. Команда единомышленников первое время работает на энтузиазме. Каждый участник стартапа занимается отдельным направлением: разработка деталей производства, поиск поставщиков (инвесторов, партнеров), планирование деятельности. Они уверены, что их проект жизнеспособен и будет приносить прибыль.
  6. Недостаток денег на воплощение идеи. Создатели стартапа находятся в активном поиске инвесторов, которые поверят в их детище и возможность получения прибыли.

Виды стартапов

Проекты классифицируют по разным параметрам (продуктам, темпам роста или доле рынка). Виды стартапов:

Виды стартапов

Отличие стартапов от бизнеса

Основные отличия стартап-проектов от бизнеса:

  1. Масштабы. Традиционные предприятия создаются и работают в пределах определенной отрасли. Стартапы не имеют подобных ограничений. Они опираются на инновационные идеи, которые двигают их к новым целям. Лучшие стартап-проекты быстро освоили рынок России: Apple, Facebook, Microsoft.
  2. Темпы роста новаторских проектов значительно ниже, чем у традиционных предприятий.
  3. Прибыль от внедрения новаторских идей напрямую зависит от размера стартового капитала. Чем он больше, тем современнее технологии используются в разработке и продвижении стартапа.
  4. Время жизни проекта непредсказуемо. Стартап может провалиться сразу при запуске или приносить прибыль несколько десятилетий.

Как создать и раскрутить стартап

Создание стартапа включает пять основных шагов. Каждый из них играет важную роль в раскрутке нового проекта.

«Pre-Seed stage» – создание, продумывание идеи, анализ ее конкурентоспособности. Существует несколько способов, благодаря которым создаются проекты в России – собственные идеи, копирование зарубежных разработок. Главное, чтобы не было аналогов в стране или регионе.

Можно изучить идеи, которые предлагает специальная биржа стартапов. На этом этапе проводится следующая деятельность:

  • формируется команда единомышленников, распределяются обязанности;
  • составляется бизнес-план. В него закладываются расчеты по суммам предстоящих расходов и ожидаемой прибыли;
  • создается пробная партия;
  • тестируются образцы;
  • начинаются поиски инвесторов.

«Startup Stage» – выход на рынок. Важно иметь четкое представление о конкурентных преимуществах и интересах целевой аудитории. Только деловая хватка, креативный подход, творчество и мышление победителей поможет пробиться в лидеры.

«Growth Stage» – рост компании. Если продукт пользуется спросом, он начинает постепенно занимать ту нишу, на которую рассчитывали создатели. На этом этапе выплачиваются первые доходы инвесторам.

«Expansion Stage» – расширения бизнеса. Данный этап наступает при узнаваемости бренда, хорошем спросе, достижении основных целей проекта. Все ограничения остаются позади, стабильный доход позволяет завоевывать новые рынки.

«Exit Stage» – выход первоначальных инвесторов. После достижения компанией пика развития они могут выгодно продать свои доли или остаться в бизнесе, получая стабильный доход.

Как создать стартап

Финансирование стартапов

Существуют разные способы финансирования. Поэтому нужно разобраться, какие из них больше подходят, каковы их преимущества и насколько велики риски. Доступные варианты:

  1. Классический FFF. Инвесторами могут стать члены семьи, друзья или знакомые. Даже без венчурного опыта, они вправе сделать вложения в стартап. Однако можно испортить отношения с родными/близкими людьми, если проект потерпит неудачу.
  2. Бизнес-ангелы. Они стремятся вкладывать деньги на начальной стадии. Частных инвесторов в стартап можно найти в соцсетях, на специализированных выставках или сайтах (Angel List, Startup Point, Pitch Book).
  3. Классический краудфандинг. Предполагает наличие большого количества инвесторов, заинтересовавшихся идеей и готовых вкладывать деньги. Проверенные площадки: BoomStarter, Indiegogo, Kickstarter, Fig. Найти желающих инвестировать в стартап свои деньги – несложно. Достаточно разместить на сайте описание проекта.
  4. Краудфандинг через займы. Способ целесообразен на стадии продаж. Можно воспользоваться сервисом «Альфа Поток» или StartTrack. Проценты по займам выше, чем в банке, а срок кредитования меньше. Обеспечение по кредиту не требуется. Способ подходит для доходных стартапов.
  5. Кредит под залог имущества. Высокие риски потерять все, если стартап еще не раскручен. Однако такой подход располагает потенциальных инвесторов. Они могут вкладывать деньги на последующих стадиях развития стартапа.
  6. Подписка клиентов на товар до появления B2C-продукта на рынке. Речь идет о предварительных продажах. Подобную модель часто используют девелоперы. Они продают квартиры еще на стадии строительства дома. Данный способ позволяет протестировать спрос накануне фундаментальных инвестиций в стартап-проекты.
  7. Проектное финансирование от будущих клиентов. Вложиться могут крупные компании, для которых конечный продукт представляет интерес.
  8. Инвестиции от производства. Может заинтересовать производителей, намеревающихся осваивать новые рынки.
  9. Акселераторы стартапов. Они заинтересованы в успешном развитии проектов. Здесь всегда есть инвесторы-партнеры, способные поддержать стартап в будущем. На подобных площадках не только можно найти инвестора, но и пройти курс обучения. Доступные предложения: РФ – ФРИИ, Европа – 500 startups, Y-combinator, TechStars, Азия – SOSV, Chinaccelerator.
  10. Гранты и конкурсы. На финансирование могут претендовать проекты, победившие в конкурсе. Стартапу придется неукоснительно следовать программе использования гранта.
  11. Венчурные фонды и фонды прямых инвестиций. Финансирование стартапа доступно при условии выделения доли в бизнесе и в определенной мере контроля над ним. Данный способ инвестирования подходит на финальной стадии развития стартапа.

Не стоит рассчитывать на единственный источник финансирования. Поэтапное продвижение и развитие стартапа гораздо эффективнее.

Изначально достаточно раздобыть деньги для создания продукта и проверки идеи. При наличии результатов найти средства для инвестирования в стартап не составит труда.

ТОП стартапов

На рынке можно встретить не только перспективные российские проекты, но и инновационные идеи из-за рубежа. ТОП стартапов 2019 года в России:

  1. Samocat Sharing. Упрощенная форма такси (каршеринг). Пользователь и водитель – одно лицо. Машина оставляется там, где она будет наиболее нужна.
  2. MixCart. Сервис ориентирован на предприятия общепита. Это пример стартапа с минимальными вложениями.
  3. BestDoctor. Сервис предлагает удобный и прозрачный ДМС. Работодатели могут оптимизировать свои расходы на медицину. При этом качество услуг для сотрудников остается высоким.
  4. FlatPlan. При помощи сервиса пользователи могут самостоятельно разработать дизайн любого помещения в доме или квартире.

Список зарубежных стартапов:

  1. Divvy. Аналог «общего кошелька» для бизнеса. Сервис позволяет учитывать расходы всех подключенных сотрудников, формирует ежемесячные отчеты. Целевая аудитория – предприниматели.
  2. StockX. Биржа позволяет реализовать разные вещи (от часов до кроссовок).
  3. Goodr. Компания принимает от продавцов продуктовые изделия, у которых заканчивается срок годности. Продукты подвергаются термической обработке или глубокой переработке, а затем передаются на благотворительность.
  4. Understory Weather. Проект позволяет оснащать поля погодными станциями для своевременного полива и внесения подкормки.

Популярные биржи стартапов

Интернет-площадки представляют бизнес-идеи в разных сферах деятельности. Инвесторы могут выбирать наиболее перспективные проекты. Биржи обеспечивают участников выгодными схемами получения дохода, устанавливают процентные ставки. Тем самым они гарантируют привлечение инвестиций в стартап-проекты. При подборе площадки нужно учитывать:

  • репутацию;
  • период жизнедеятельности;
  • количество реализованных и прибыльных проектов;
  • доступ к информации о компаниях-инвесторах;
  • лицензию страны, в которой работает биржа.

Популярные площадки:

  1. Napartner. Веб-сайт – napartner.ru. Инвесторам доступны бизнес-планы и готовые проекты. Также они могут быть бизнес-ангелами.
  2. Startup.network. Веб-сайт – startup.ua. Площадка для проектов венчурного рынка.
  3. Planeta. Веб-сайт – planeta.ru. Отечественная краудфандинговая площадка. Биржа аккумулирует идеи, помогает с источниками финансирования и продвижением.
  4. Kickstarter. Веб-сайт – kickstarter.com. Площадка подходит для проектов творческой, научной и промышленной направленности. Сайт работает по схеме краудфандинга
  5. Indiegogo. Веб-сайт – indiegogo.com. Площадка подходит для экономических, творческих и социальных разработок. Участники вправе определять процент и форму получения дохода.
  6. Crowdcube. Веб-сайт – crowdcube.com. Частные лица, вложившие собственные деньги в развитие компаний, получают в них долю.

Indiegogo

Фильмы про стартапы

Внимание кинематографа уже давно привлекает романтика и «легкие бешеные деньги», окружающие коммерческие проекты. Мифы и легенды слагаются о таких личностях, как М. Цукерберг, Б. Гейтс, С. Джобс. Фильмы, основанные на реальных историях:

  1. Как заработать 20 миллионов баксов (2002).
  2. Социальная сеть (2010).
  3. Ctrl+Alt+Compete (2011).
  4. Джобс: Империя соблазна (2013).
  5. Кремниевая долина (2014).
  6. Дуэль братьев. История Adidas и Puma (2016).
  7. Основатель (2016).
Руководство по ведению бизнеса представлено в документальной киноленте «Стартап.ком» (2001).

Книги о стартапах

Популярные произведения о стартапах и бизнесе:

Плюсы и минусы стартапов

Преимущества стартап-проектов:

  1. Ответственность. Любой сотрудник в маленькой фирме вкладывает в бизнес больше, чем в корпорации. Его успех отображается на достижениях компании.
  2. Атмосфера в коллективе. Все участники стартапа увлечены единой целью. Особенно сплачивает угроза провала в условиях большой конкуренции. Отношения между сотрудниками и руководством также более человечные.
  3. Свобода действий. Можно работать с новейшими техническими достижениями, создать совершенно новый продукт. Разработчики стартапа ограничены лишь своим воображением.
  4. Уникальный опыт. Стартап позволяет работать с всевозможными технологиями, общаться с основателями проекта и значительно пополнить багаж знаний.
  5. Страсть и гибкость. Стремление каждого участника стартапа – изменить мир к лучшему. Вокруг таких людей собираются единомышленники. Здесь не нужно никого уговаривать или заставлять.

Недостатки стартапов:

  1. Автор идеи может оказаться плохим управленцем. Тогда условия работы над стартапом окажутся не слишком комфортными.
  2. Развитие стартапа подразумевает участие каждого члена команды в разных делах. Это препятствует его узконаправленному развитию.
  3. Ограниченные ресурсы на реализацию стартапа и малое количество сотрудников, работающих над проектом.
  4. Ограниченное количество должностей, а значит, и перспектив для карьерного роста после запуска стартапа.
  5. Все меняется куда быстрее, чем в солидной компании.

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Adblock
detector